Бизнес

Как получить лицензию на утилизацию старых автомобилей

Лицензия на утилизацию автомобилей

Процесс утилизации старого транспорта сопряжен с определенными рисками по отношению к экологии, а потому получение лицензии на утилизацию автомобилей оправдано. Более того, данная лицензия не имеет ничего общего с лицензией на сбор металлолома. Дело в том, что утилизация авто — это совершенно иной процесс, в котором автомобиль не рассматривается только, как источник лома.

Является ли вышедший из эксплуатации автомобиль отходом?

Таковым его признает закон №89-ФЗ от 24.06.98г. В статье 1 этого документа есть определение отходов: под ними понимаются вещества либо предметы, удаляемые, предназначенные для удаления либо подлежащие удалению. И автомобиль, вышедший из эксплуатации и снятый с учета в ГИБДД (без этого провести утилизацию невозможно), как раз и подлежит «удалению». Причем, лицензированию подлежит обращение отходов только с 1-го по 4-й класс опасности (пп.30 ст.12 закона №99-ФЗ от 04.05.11 г., ст.9 закона №89-ФЗ), которые входят в состав автомобиля: шины, смазки, аккумуляторы, и многое иное. В случае, если в составе авто есть еще вещества и материалы, относимые к 5-му классу опасности (т.е. не опасные), то на их обращение лицензии не требуется.

мусор на площадке

Такой мусор остается на площадке, где происходит утилизация авто

Кто и на каких основаниях может получить лицензию на утилизацию старых авто в 2019?

См. также статью — Лицензия на обращение с отходами и Нужна ли лицензия для работы с АКБ.

В 2019 году данное разрешение вправе получить и зарегистрированные предприниматели, и действующие или вновь открытые юридические лица. Главное, чтобы они прошли проверку на местном уровне и Министерством экологии и природных ресурсов РФ, а также отвечали следующим требованиям, в частности:

  • соискатели лицензии обязаны иметь на праве собственности (либо на ином законном основании) участок, специально оборудованный и расположенный за городской чертой в пределах не менее 0,5 км или 1 км от нее (расстояние зависит от того, насколько интенсивной планируется деятельность будущего предприятия);
  • должны разработать проект, отражающий уровень производственной мощности будущего пункта приема, учитывающий технологические и экологические аспекты предстоящей деятельности, ее риски и иные факторы;
  • не должны иметь задолженности по налогам и сборам. Причем, требование об отсутствии бюджетных и внебюджетных долгов распространяется на все виды деятельности, какими занимается соискатель лицензии на текущий момент. Для подтверждения чистоты перед бюджетом в налоговой и в иных контролирующих органах (в частности, в Пенсионном фонде, Фонде соцстраха, и т.д.) можно запросить акт сверки, официально подтверждающий нулевое сальдо по платежам;
  • сотрудники соискателя лицензии обязательно должны пройти обучение, позволяющее им заниматься обслуживанием опасных отходов. Не стоит забывать, что лицензия на автоутилизацию — это комплексное понятие, включающее в себя право на утилизацию шин и покрышек, которые относятся к 4-му классу опасности, масел и смазок — к 1-му уровню опасных отходов. Наличие у сотрудников соответствующей подготовки подтверждает сертификат или удостоверение;
  • любые постройки, оборудование, транспорт и иные активы, которые будут участвовать в приеме, разборе и утилизации старой машины, и принадлежащие на законном основании соискателю лицензии, должны быть проверены санитарно-эпидемиологическими службами и получить по результатам данной проверки заключение. Фактически, такое заключение подтверждает или опровергает наличие необходимых условий для утилизации, размещения и обезвреживания веществ, относимых к разным классам опасности.

Какие виды отходов позволяет «получать» лицензия на утилизацию автомобилей?

 
территория предприятия по утилизации

Территория предприятия по утилизации

Помимо металлического лома при утилизации вышедшего из строя автомобиля можно получить множество других видов отходов, которые подлежат либо захоронению, либо повторному использованию, например, в качестве сырья для производства других материалов. В связи с этим можно выделить следующие побочные отходы:

  • покрышки и шины. Их относят по опасности для окружающей среды к 4-му классу. Они практически не разлагаются, но в процессе их сжигания образуется вредоносный газ, который опасен, прежде всего, для человека и озонового слоя;
  • машинные масла и иные смазочные материалы. Согласно утвержденной в России классификации их относят к 1-му классу опасности. Их нельзя сжигать на открытых пространствах, нельзя выливать в воду (1 л машинного масла при попадании в источник питьевой воды способен превратить ее 1 млн.л в техническую жидкость), нельзя сливать и закапывать в грунт. Такие составы можно только утилизировать, т.е. подвергать переработке и повторно направлять в использование. На основе переработанных машинных масел могут получить солярку, гидравлические масла и многое иное;
  • аккумуляторы. Они относятся ко второму классу опасных отходов из-за присутствия в них свинца, накопление которого вызывает разрушение организма и психические расстройства, и электролита (в нем содержится серная кислота, чьи пары сжигают слизистую оболочку и дыхательные пути).

Из-за такого количества опасных материалов и веществ к пунктам приема предъявляются повышенные требования в плане организации хранения и перевозки данных отходов. Поэтому очень часто не имеющие подобных условий предприятия договариваются с другими приемщиками, наоборот, располагающими необходимым оборудованием, о передаче за отдельную плату аккумуляторов, смазок и прочих побочных активов, образующихся при утилизации авто.

Что касается сбора и переработки металлического лома, образующегося при приеме старых автомобилей, то на эти виды деятельности дополнительной лицензии не требуется. Исключение составит решение предприятия заняться, например, самостоятельной переработкой таких ресурсов в подземных хранилищах.

Куда нужно обратиться за получением разрешения на утилизацию авто?

Выдается данный документ Росприроднадзором — органом, подчиненным Министерству экологии и природных ресурсов РФ.

Действует лицензия на территории всей страны. Выдается она на не определенный срок, т.е. бессрочно. Однако с момента ее получения Росприроднадзор вправе устраивать проверки лицензиата на факт выполнения им нормативных требований. Причем, проверки могут быть плановыми и внеплановыми, но в рамках лимитов, утвержденных законами. И, если в ходе такой проверки, будет обнаружено нарушение лицензионных требований, то лицензия подлежит аннулированию.

Чтобы получить лицензию на утилизацию авто в 2019 году, нужно собрать пакет определенных документов, в частности:

  • заявление. С порядком его заполнения можно познакомиться на сайте лицензирующего органа. Самое главное, при его написании не следует вносить недостоверные и ошибочные сведения, поскольку все они проверяются. В случае обнаружения ошибок соискатель лицензии потеряет право на ее получение, пока не устранит данные ошибки. Но при этом госпошлину он тоже потеряет;
  • заключение санитарно-эпидемиологической службы по зданиям, транспорту, оборудованию и иным механизмам, которые будут задействованы при автоутилизации;
  • техническая документация на все производственные и иные активы предприятия;
  • копии документов, подтверждающих регистрацию предприятия: свидетельства ОГРЮЛ или ОГРИП, ИНН, КПП (для организаций), устава, протокола общего собрания о создании фирмы (для организаций) (или Решения о создании компании — если учредитель один), документа о назначении директора;
  • оригиналы свежих выписок из ЕГРЮЛ или из ЕГРИП;
  • документы, подтверждающие право собственности или пользования объектами недвижимости (землей, зданиями), на которых открывается пункт приема старых авто;
  • копии документов, подтверждающих профпригодность сотрудников для работы с опасными отходами, и иные бумаги (полный их список всегда есть в лицензирующем органе).

Ко всему этому пакету документов прикладывается их опись. Подать все бумаги можно по почте, лично или через представителя (только при наличии доверенности у него), либо по электронной почте. Подаются они в территориальную структуру Росприроднадзора. Там документы все проверяются на правильность оформления, на точность и достоверность изложенной в них информации. На этот процесс отводится 45 рабочих (не календарных) дней. В случае если проверка документов и их принятия выпадают на государственный праздник (например, на Рождество, Новый год или на 23 февраля, и т.д.), то на эти дни срок проверки продлевается. Поэтому стоит передать документы во внепраздничный день.

В итоге, если все в порядке, то соискатель получает извещение об успешном прохождении проверки. Если результат отрицательный, то ему придется начинать все с начала.

Видео — лицензия на обращение с отходами

   

Комментарии