Бизнес

Как проходят тендеры по металлолому

Тендерные площадки – это одна из возможностей получить дополнительный доход в сфере обращения металлолома. Но многие предприниматели рассматривают данный вариант, как не реальный к исполнению. И связано это с отсутствием у бизнесменов знаний о порядке проведения тендерных торгов.

Что такое тендер?

В общем виде тендерные площадки представляют собой форму отбора заказчиком предоставленных ему предложений по оказанию услуг, либо по выполнению работ или по поставке товаров. В данных предложениях предприниматели (исполнители) фиксируют свои условия реализации поставленной задачи. Причем, сам исполнитель тоже должен полностью соответствовать всем критериям, которые закреплены законодательно и обеспечивают ему свободный допуск к торгам.

Далее заказчик сравнивает предложения и выбирает победителя.

Именно с победителем заключается последующий договор и гарантируется финансирование его деятельности в сфере оказания конкретной услуги (работы или в сфере поставки товаров). Однако если победитель торгов выйдет за рамки заявленных им условий, то рискует потерять заказ.

тендер на закуп металлолома

Недостатки и достоинства тендера по металлолому

Откровенно говоря, у тендера нет недостатков. Даже то, что вначале признается сложностью, впоследствии считается одной из ступеней развития.

Итак, какие же возможности открывает тендер по металлолому перед участником:

  • дополнительный и гарантированный доход в случае победы на конкурсе;
  • репутацию добросовестного и надежного поставщика, если соблюдаются все условия последующего сотрудничества;
  • знания и опыт, позволяющие принимать участие в новых конкурсах;
  • новый рынок и новых клиентов. В этом случае срабатывает правило: «если он выиграл в тендере, у него есть связи и в его команде работают отличные специалисты»;
  • модернизацию бизнеса. Чтобы реализовать новые задачи и увеличить объем выручки, потребуется обновление мощностей предприятия. И это позволяет сделать тендер, поскольку в случае победы на этом конкурсе финансирование модернизации пункта приема металлолома гарантировано.

Что же составляет сложность на пути принятия решения об участии в торгах:

  • нужен хороший специалист, который не просто разбирается в тендерном законодательстве, но и имеет положительный опыт участия в самих тендерах. Как правило, выбирают форму найма такого специалиста, как аутсорсинг. Т.е. заключается договор со сторонней компанией или предпринимателем, оказывающим помощь в подготовке к тендеру. Это сэкономит на оплате труда такого специалиста и навнебюджетных взносах, поскольку выплачивается только вознаграждение за услуги. И еще очень важно, чтобы специалист знал специфику тендера на вывоз металлолома;
  • придется выполнить все условия конкурса. Как правило, они довольно жесткие. И в случае не соблюдения или нарушения одного из них, такую фирму заносят в реестр недобросовестных поставщиков. А это делает невозможным дальнейшее участие в других тендерах в течение двух лет с момента занесения поставщика в данный реестр;
  • чтобы соответствовать условиям конкурса, нужно пересмотреть производственную и даже кадровую политику предприятия, тщательно проработать все «за» и «против». Это позволит не только решить вопрос об участии в торгах на тендерных площадках, но и проанализировать слабые и сильные стороны текущего состояния бизнеса. Что очень полезно, даже если предприятие решит не участвовать в торгах;
  • потребуется обеспечительный взнос. Как правило, это солидные суммы, которые придется на время изъять из оборота предприятия. Кстати, очень многие банки дают под участие в тендерах по закупке и продаже металлолома специализированные кредиты или даже выступают в качестве поручителя. Поэтому, прежде чем приступить к подготовке документов для участия в тендере по металлолому, следует проанализировать денежные возможности предприятия;
  • одним из основных требований, в том числе и к участникам конкурсов на вывоз и закупку металлолома, является полное соответствие бухгалтерского и налогового учета действующему законодательству. Прямого указания в законе о торгах на это условие нет. Но зато для участника предусмотрено множество косвенных обязательств. Например, отсутствие у главного бухгалтера судимости по преступлениям в экономической сфере (в частности, по уклонению от уплаты налогов); отсутствие недоимки по налогам и сборам, и многое иное. Кроме того, качество предоставляемых бухгалтерских документов заказчику при сопровождении предмета тендера должно полностью соответствовать действующим законам, в частности, федеральному закону №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Все эти «сложности» в итоге приводят к мобилизации предприятия, к построению грамотного и легального бизнеса. Поэтому даже принятие решения об участии в тендере носит положительный оттенок для развития пункта приема металлолома.

Нормативное регулирование проведения тендеров

 

Для этой цели в действующем законодательстве РФ предусмотрено два основных нормативных акта:

  1. федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», 05.04.13г. Этим нормативным актом регулируются тендерные площадки, заказчиками в которых являются государственные или муниципальные органы; государственное или муниципальное казенное предприятие, выступающее от имени Российской Федерации или субъекта РФ либо, соответственно, от имени муниципального образования;
  2. федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», 18.07.11 г. Этот закон регулирует закупки, в которых заказчиками являются, в частности, государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, унитарные предприятия и автономные учреждения, и иные аналогичные лица, указанные в статье 1 данного закона.

Кроме того, существуют еще и так называемые «отраслевые» нормативные акты, которые уточняют действие вышеуказанных законов применительно к конкретной сфере реализации торгов, например, по закупке металлолома.

Однако основные требования, какие предъявляются к участникам торгов, одинаковы во всех случаях их проведения.

Какие требования предъявляются к участникам тендера?

Данные требования закреплены в статье 31 закона №44-ФЗ:

  1. участниками торгов могут выступать, как любые юридические лица (независимо от их формы собственности, места нахождения и места происхождения уставного капитала, и независимо от их организационно-правовой формы, включая и некоммерческие организации), так и предприниматели (т.е. дееспособные граждане, зарегистрированные в утвержденном законом порядке в качестве ИП);
  2. принимать участие в конкурсах могут лица, какие полностью соответствуют критериям российского законодательства. Данное требование касается, прежде всего, наличия у предприятия лицензии на реализацию той деятельности, по которой проводится конкурс. В соответствии со статьей 12 федерального закона №99-ФЗ «О лицензировании» от 04.05.11 г. лицензированию в сфере закупки и вывоза металлолома подлежит такая деятельность, как переработка, заготовление, хранение и продажа лома цветных и черных металлов. Данная лицензия на основании п.2 статьи 9 закона №99-ФЗ действует на всей территории РФ и даже на территориях, которые находятся под ее юрисдикцией. И получить ее могут и организации, и предприниматели. Поэтому, если тендер на продажу лома проводится в одном регионе страны, а организация занимается деятельностью и зарегистрирована в другом субъекте РФ, то ей не вправе отказать по территориальному признаку в участии в тендере.

В случае если конкурсными документами все-таки предусмотрено жесткое ограничение по территориальному признаку, то предприятие, которое хочет принять участие в конкурсе, может обратиться в УФАС РФ – в региональное Управление федеральной антимонопольной службы по месту проведения торгов. Цель такого обращения – возможность участвовать в тендере по металлолому. Но, подавая обращение, следует иметь в виду, что подобные письма могут рассматриваться в течение 5-ти рабочих дней — для жалоб в рамках торгов, проводимых по закону №44-ФЗ, и в течение 7-ми рабочих дней – для жалоб, подаваемых в рамках закона №223-ФЗ. Подаются жалобы на сайт fas.gov.ru/. Территориальные органы, куда следует подать обращение, можно найти в одноименной вкладке сайта;

Территориальные органы

Территориальные органы

  1. участник торгов не должен быть признан в судебном порядке банкротом и в отношении него не должно быть открыто конкурсное производство. Кроме того, юридическое лицо не должно быть на стадии ликвидации на момент подачи заявки для участия в торгах;
  2. деятельность участника торгов на дату подачу им заявки не должна быть приостановлена по основаниям, какие предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях РФ;
  3. у участника торгов не должно быть недоимок за прошедший отчетный период по налогам, взносам и иным обязательным к уплате в бюджет суммам. Например, по штрафам и пени. Исключение составляют те суммы, по которым предоставлена в соответствии с налоговым законодательством РФ рассрочка, инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, и т.д. (пп.5 п.1 ст.31 закона №44-ФЗ). Но как показывает практика, лучше не иметь вовсе никаких бюджетных и внебюджетных задолженностей;
  4. у руководителя пункта приема металлолома, у самого предпринимателя, у главного бухгалтера или у членов коллегиального исполнительного органа компании не должно быть судимостей за преступления, совершенные в экономической сфере. Кроме того, указанные лица не должны находиться под судом или отбывать срок в местах лишения свободы. А также не должны быть наложены наказания в виде лишения права на занятие данных должностей (в том числе и в виде административной дисквалификации) или на осуществление деятельности, которая является предметом тендера. Исключение составляют те лица, чья судимость снята или погашена;
  5. участник торгов должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной собственности, если по конкурсному контракту данные права приобретаются заказчиком торгов;
  6. должен быть исключен конфликт интересов между исполнителем и заказчиком торгов. Т.е., например, участник тендера не может находиться в родственных связях с членами комиссии по закупкам и т.д. (пп.9 п.1 ст.31 закона №44-ФЗ);
  7. поставщик не может являться офшорной компанией.

Все эти требования признаются едиными и действуют применительно к любой категории участников. Кроме того, законом №44-ФЗ (в его статье 31) предусмотрена возможность введения Правительством РФ дополнительных требований, например, в отношении опыта работы с предметом тендера, деловой репутации компании, наличия у нее ресурсов для исполнения условий контракта, и т.д.

С чего нужно начать подготовку к участию в тендере?

закупки поставщикам

Вначале следует зайти на официальный ресурс по госзакупкам —  zakupki.gov.ru. В его разделе «Поставщикам» представлена необходимая информация по участию в конкурсах. Исходя из полученной на сайте информации, следует:

  • проанализировать текущие возможности компании. Т.е. определиться с уровнем себестоимости ее услуг и их рентабельностью на данный момент;
  • выяснить наличие внутренних резервов для внесения обеспечительного взноса для участия в тендере, для покрытия возможных в связи с конкурсом расходов;
  • учесть, что предприятие в условиях тендера будет балансировать в части оказания услуг в рамках такого контракта на грани безубыточности при лучшем стечении обстоятельств. И нужно выяснить достаточно ли у предприятия ресурсов, чтобы покрыть из других источников возможные убытки. Иными словами, выяснить не выгоднее ли будет купить или сдать металлолом без участия в тендере;
  • если все это проанализировано и не нарушает платежеспособности предприятия, тогда следует приступить к поиску специалиста по тендерам, который поможет подготовить и подать документы для участия в конкурсе.
информация для поставщиков

Информация для поставщиков

Кстати, все действующие в России тендерные площадки можно найти еще на одном сайте – ростендер. Интернет-ресурс Ростендер позволяет подобрать лучший конкурс, благодаря которому закупка и вывоз металлолома в интересах госпредприятий становится действительно доходным делом.

 Налогообложение в сфере тендера

Любые понесенные участником торгов расходы на участие в тендере по металлолому признаются расходами, если только они соответствуют критериям статьи 252 Налогового Кодекса РФ. Т.е. если они документально подтверждены и экономически обоснованны. Если в плане документов проблем не бывает, то со вторым критерием часто возникают сложности:

  • если предприятие приняло участие в тендере на продажу лома, оплатило все сопутствующие затраты, но добровольно отказалось впоследствии от участия в торгах, то признать расходами понесенные им издержки для целей налога на прибыль оно не сможет. Дело в том, что указанные расходы не имеют экономического обоснования. Иными словами, зачем они были произведены?
  • а вот если предприятие проиграло тендер по закупке и вывозу металлолома, то у него есть право принять понесенные им расходы для целей расчета налога на прибыль. Обоснование есть – соблюдение всех требований для участия в конкурсе. Исключение составляют те суммы, которые по закону подлежат возврату;
  • те предприятия, которые находятся на упрощенном налоговом режиме, теряют право на признание расходов по тендеру для целей расчета налога при объекте «Доходы минус Расходы». Дело в том, что перечень расходов, поименованный в статье 346.16 НК РФ, закрытый и в нем не предусмотрены расходы на участие в тендере.

Видео — Как участвовать в электронных аукционах (Госзакупки, Госзаказ)

   

Комментарии