Бухгалтерия

Возможные риски после введения НДС с покупки металлолома

налоговая

Январь 2018 года принес продавцам и покупателям металлолома неприятные перемены, связанные с НДС: теперь этот налог будет уплачивать в бюджет покупатель. За ним закрепляется новый статус «налоговый агент» и обязанность расчетным образом исчислять налог. Причем, указанная обязанность возлагается даже на тех потребителей металлолома, кто находится на спецрежимах либо вовсе освобожден статьей 145 НК РФ от НДС. Но сам по себе налог — меньшее из зол. Его введение принесло с собой определенные риски и негативные ожидания.

Читайте по теме:

«Теневой» металлолом

С введением для покупателя металлолома НДС прогнозируется разрастание «теневого» рынка. Кому будет интересно платить за покупку солидную сумму сверх обычной цены? В связи с этим продавцы будут либо вынуждены снижать ценники на лом в интересах покупателя, либо договариваться с ним за спиной у государства, т.е. переводить операции «в тень». Этому будет способствовать не только и столько сам налог: не стоит забывать и об обязанностях, которые новые корректировки в Налоговый Кодекс РФ возлагают на покупателя лома. В частности, ему придется расширить свой документооборот и объем отчетностей из-за НДС. Кроме того, повысится внимание налоговых органов к сделкам по металлолому, а значит, и требования покупателя к продавцу — к его документации и к самому металлолому, не маленькая доля которого состоит из приобретений у простых физических лиц, часто не имеющих на лом подтверждающих документов. В результате продавцы металлолома могут частично потерять свой рынок сбыта или уйти в тень, перейдя на неофициальные наличные расчеты с покупателем.

Либо сами конечные покупатели металлолома (металлургические комбинаты, например) перейдут на прямой его закуп, минуя централизованных продавцов лома.

Двойное налогообложение, санкции и дефицит?

Согласно новой редакции ст.161 НК РФ в налоговых агентов приобретатели металлолома превращаются при его покупке на территории Российской Федерации. Под данное условие попадают и юридические лица, и предприниматели, в том числе это коснется и тех, кто продает купленный в России лом за рубеж или наоборот, поставляет его из-за границы для перепродажи в РФ. И тогда возникает ряд вопросов, в частности:

  • не вызовут ли новые поправки в Налоговый кодекс двойное налогообложение? Ведь сделки по обращению лома за рубежом тоже облагаются своими налогами;
  • не посчитают ли зарубежные компании, занятые в сфере ломозаготовления, новые правила за ограничительную норму протекционисткого характера, которая может поставить их в неравные условия с российскими ломозаготовителями? И не приведет ли это к снижению объема поставок лома из-за рубежа? Ведь новые правила затрагивают операции по покупке-продаже лома на территории РФ как у отечественных, так и у иностранных лиц (абз.3,5 п.2 ст.11, п.1 ст.143 НК РФ);
  • не возникнет ли из-за этого внутренний дефицит на рынке металлолома, который способен привести к торможению деятельности металлургических комбинатов в России? А ведь стоит вспомнить, что, например, при кислородно-конверторном производстве доля металлолома в отечественной стали достигает более 20%;
  • не будут ли введены барьеры для поставок российской стали за рубеж иностранными государствами? Хотя это вряд ли, поскольку возникнет риск уже дефицита самой стали из РФ и потеря ею части своего рынка из-за возможного снижения объема поставок металлолома.

В подобной ситуации зарубежные ломозаготовители будут работать на подогретые с помощью российского НДС нужды своих, домашних металлургических комбинатов.

Придется проверять продавца

 

Суть новых поправок в том, что покупатель сначала уплачивает НДС с приобретенного им металлолома, а затем получает обратно внесенную им в бюджет сумму налога в виде вычета этого же налога. Под вычетом понимается сумма НДС, которая не фактически поступает на счет налогового агента, а принимается им к уменьшению вносимого в бюджет платежа (это касается только плательщиков НДС). Или все-таки возвращается на счет налогоплательщика-спецрежимника, но только после проведения проверки его сделок по лому.

Налоговым агентом покупатель становится только при совершении сделки с продавцом, являющимся НДС-плательщиком (п.8 ст.161 НК РФ). В случае приобретения металлолома у организации либо у предпринимателя, имеющих освобождение от НДС-обязанности или же применяющих спецрежим, покупатель по такой сделке не приобретает статуса «налоговый агент». Но, чтобы получить подобное «освобождение», покупателю необходимо будет проверить продавца, чтобы убедиться в достоверности указанных им данных в первичке. И начать придется именно с договоров и первичной учетной документации, в которых по требованию п.8 статьи 161 НК РФ продавцу металлолома необходимо указать «Без налога (НДС)». Данная запись снимает с покупателя обязательство платить НДС.

Однако если продавец солгал, проставив в документах «Без НДС», то платить налог в бюджет вместо покупателя придется ему. Подобный обман может обнаружиться только в процессе проверки сделки (абз.7, п.8 ст.161 Налогового Кодекса). Таким образом, теперь сделки по покупке-продаже металлолома оказываются под еще бо`льшим вниманием налоговых органов. И особенно сложно придется покупателю.

Стоит напомнить, что НДС уже присутствовал в сделках по покупке-продаже металлолома в начале 2000-х гг. Но тогда его пришлось отменить из-за участившихся случаев незаконного возмещения налога из бюджета. Не получится ли и сейчас нечто подобное?

   

Комментарии