На металлолом

Как сдают троллейбус на металлолом в троллейбусных предприятиях

троллейбус в пункте приема металлолома

Журнал «XLOM.ru» взял интервью у инженера-технолога одного из троллейбусных предприятий. Он рассказал на примере одного списанного троллейбуса — как и что происходит с машиной после документального признания негодности.

Иван Травников, инженер-технолог ПОРПС (Производство осмотра и ремонта подвижного состава):

-Уже 5 лет работаю в троллейбусном управлении инженером-технологом производственно-технического отдела и непосредственно отвечаю за сдачу лома черных металлов, а также цветных металлов и сплавов. Троллейбусное управление состоит на 50% из устаревших моделей АКСМ-20101 и АКСМ-201, выпускавшихся заводом «Белкоммунмаш» в 1990-2010 годах — рассказывает Иван.

троллейбусы АКСМ-20101

Троллейбусы АКСМ-20101

Сейчас происходит постепенное обновление троллейбусного парка, поэтому на смену старым моделям приходят уже новые троллейбусы с автономным ходом на литий-титанатных аккумуляторах (батареях), которые способны преодолевать расстояние без «рожек» в районе 20 км (где есть контактная линия, он подзаряжается, где нету – едет на батареях, удобно для новых микрорайонов, где еще не проложена контактная сеть). За 2 года было приобретено 10 единиц таких инновационных троллейбусов.

троллейбус на литий-титанатных аккумуляторах

Новые троллейбусы на литий-титанатных аккумуляторах, модель 42003D

Старые модели троллейбусов списываются при соблюдении следующих условий:

  • Возраст более 10 лет;
  • Общий пробег должен быть более 600 000 км;
  • Комиссия должна составить дефектный акт на списываемый троллейбус, где должно быть подробно описаны причина списания (проблемы по кузову, ходовой), так как ходят троллейбусы и с 800 000 км пробега, тут все зависит от состояния (некоторые троллейбусы настолько гнилые, что их ремонтировать нету смысла и они просто стоят под забором, жду своей участи по списанию).
акт списания троллейбуса

Так выглядит акт списания троллейбуса

Троллейбусы весят в зависимости от модели:

  • АКСМ-321 — вес троллейбуса 11 100 кг;
  • АКСМ-20101— вес троллейбуса 10 515 кг;
  • АКСМ-201 — вес троллейбуса 10 515 кг.

Речь пойдёт про списываемый троллейбус модели АКСМ-20101 с инвентарным номером 40, который 2000 года выпуска. Он подходит под все пункты, необходимые для списания:

  • Возраст 18 лет;
  • Пробег 794 380,4 км;
  • Комиссия признала данный троллейбус непригодным к эксплуатации, по причинам: коррозия кузова и его основания, излом ферм,нарушение изоляции в/вольтных и н/вольтных жгутов.

Прогнившие арки

Прогнившие арки

дефект троллейбуса 13

Все проржавело до критического состояния

После чего бригада слесарей приступает к резке троллейбуса на специальной площадке для сортировки запчастей и металла.

— Как правило, у нас делают так: отделяют кузов, а остальное достают для запчастей и раздают мастерам по цехам (если деталь признана негодной к ремонту и дальнейшей работе – сдается на чермет вместе с кузовом). Кузов разрезаем на небольшие пластины, общая масса его получается для сдачи в пункт приёма черного металлолома – около 4-х тонн, — рассказывает Иван.

разобранный троллейбус внутри

Разобранный троллейбус внутри

И сколько всего черного металла в троллейбусе, что уходит в лом?

— В сумме с неисправными запчастями получилось в районе 6 тонн черного металла. При разборке троллейбуса также изымали цветные металлы: медь, алюминий. Медь изымалась из: тягового двигателя ДК 213, компрессора ДК 410, гидроусилителя Г732, панелей с контакторами (силовая часть), различных блоков (БКС, БРС), радиореакторах. Алюминий изымался из: камер тормозных, преобразователей.

Тяговый двигатель ДК 213

Тяговый двигатель ДК 213

Какое количество цветного лома?

— С одного троллейбуса получилось около 200 кг меди и 80 кг алюминия. Также на цветной металл сдаются никель-кадмиевые аккумуляторы в количестве 2-ух штук с троллейбуса.

никель-кадмиевые аккумуляторы

Никель-кадмиевые аккумуляторы из троллейбуса

Как происходит отправка лома на пункт приема?

— Сдача чермета и цветного металла происходит разными заездами (прием металлолома и цветного металла находятся в разных местах). Черный металл (кузов) загружает специальный манипулятор, который представляет приёмщик чермета. Оформляется для него сопроводительный паспорт (где указывается организация, которая является собственником металлолома и организация, которая принимает металлолом, дата, вид транспортного средства и его номер, которое перевозит металл и ориентировочное количество в тоннах) — см. сопроводительные документы на перевозку металлолома, и ТТН (товарно-транспортную накладную), которая оформляет бухгалтерия. Затем манипулятор увозит лом в пункт приёма.

Сколько денег получилось по черному лому?

— На въезде на территорию местного Вторчермета установлены весы, где сначала взвешивают груженную машину, а при выезде – пустую, получаемая разница в весе – количество сданного металлолома. В первый заезд получилось 3260 кг «грязного» веса металлолома, далее сотрудники присвоили процент засорения, который определили при осмотре металла, равный 4%, итоговая масса получилась 3,130 кг, заплатили нам из расчета 12000 рублей за тонну: 37560 рублей. Во второй заезд весь процесс полностью повторился, только  степень засоренности присвоили 3,5% и за 2663 кг уже «чистого» веса нам заплатили 33287 рублей.

Итого у нас получилось черного металлолома с троллейбуса 5793 кг, а денег 70847 рублей.

Что с цветным ломом?

— Цветной металл загружали в грузовую машину нашего предприятия, в отдельные ящики, так как принимают отдельно все виды цветмета, поэтому, чтобы при сдаче не сортировать, делаем это заранее. Как и для сдачи чермета, оформили все сопроводительные документы на машину и повезли. В пункте приёма при въезде сразу отправляют в цех, где происходит взвешивание цветного металла (высыпают из наших ящиков металл на весы), далее специальным прибором измеряют процент засоренности: на медь он был равен 18%, на алюминий – 6%. В итоге, везли 180 кг меди, но с вычетом процента засоренности, получилось 148 кг, за которые заплатили из расчета 320000 рублей за тонну: 47360 рублей. Алюминий: везли 109 кг, но с вычетом процента засоренности, получилось 102 кг, за которые заплатили из расчета 63888 рублей за тонну: 6517 рублей.

Итого за металлолом цветной 53877 рублей.

Как происходит оплата?

 — Оплата за сдачу черного и цветного металла поступает безналичным перечислением на счет нашего троллейбусного управления в течение 30 суток со дня сдачи металла. После чего подсчитывается общее количество сданных металлов, для того, чтобы знать, попадаем ли мы в государственный план по сдаче металлов (доведенный план на 2018 год: сдать 200 тонн черного металла и 20 тонн цветного).

Что это за план такой?

— Суть этого плана такова: чиновники берут цифру с потолка, и им не важно, есть ли у предприятия такое количество чермета или цветмета и откуда его брать. Пытались даже писать письмо, что физически не может выполнить этот план, так как только ради выполнения плана резать троллейбусы, которые еще можно эксплуатировать — настоящее кощунство. Но ничего поменять не получилось, все осталось на прежних цифрах. При невыполнении плана, директор и все вышестоящее руководство нашего троллейбусного, а также инженерно-технические работники и все те, кто непосредственно связан с металлом, будут полностью лишены премии на целый год. Поэтому из года в год происходит настоящая война с правительством по поводу сдачи черного и цветного металла. Вот ждём, какой план придумают на 2019 год, но это уже совсем другая история.

Также нам удалось узнать, что в троллейбусе есть микросхемы и платы, которые тоже идут на переработку — такой лом называется радиолом или лом радиодеталей. С данного троллейбуса вышло: золота 1,78 грамма и  технического серебра — 67 грамм. Но процесс этот очень трудоемкий и ресурсозатратный.

   

Комментарии