Неметаллический ломУтилизация и переработка

Лом асфальта (асфальтобетонный лом)

лом асфальта

Несмотря на старую притчу о двух русских бедах, одной из которых оказываются дороги, отечественные магистрали все-таки временами подвергаются ремонту. При этом происходит демонтаж старого дорожного покрытия, что зачастую и приводит к образованию асфальтового лома. Более того, отходы асфальта, даже перейдя в статус вторичного ресурса — лома, остаются отличным ремонтно-строительным материалом. Они обладают целым рядом преимуществ, основным из которых остаются низкая стоимость. Кроме того, асфальтовый лом:

  • механически прочный материал;
  • устойчив к воздействиям влаги, агрессивных средств;
  • выдерживает резкие перепады температур.

Последний положительный аспект дорожного лома – он легко поддается дальнейшему дроблению при помощи бытового отбойного молотка.

Сортировка по размеру

Лом асфальта готовый к переработке

Лом асфальта крупной фракции, готовый к переработке

Основным источником кусковых асфальтовых отходов (асфальтобетонного лома) остается капитальный ремонт автомагистралей или замена тротуара. Лом, образующийся в процессе демонтажа дорожного полотна, достаточно сильно варьируется в размерах. Особых критериев классификации асфальтового скола по габаритам не существует, поэтому его можно разделить на две базовые категории: кусковой лом и крошка.

Дальнейшая сепарация кусков вторичного асфальта если и производится, то ограничивается тремя условными группами:

  • мелкие отходы, содержат элементы от 50 до 200 мм;
  • средний лом, охватывает диапазон размеров: 150 – 400 мм;
  • крупные глыбы, которые характеризуются величиной отходов свыше полуметра.

Условность классификации асфальтового скола вызвана отсутствием стандартизации этого вида вторичного ресурса на государственном уровне (речь идет об отсутствии ГОСТа именно на асфальтовый и асфальтобетонный лом). Второй причиной этому выступает стандартная технология использования вторичного асфальта. Обычно крупногабаритные глыбы подвергаются дроблению на заданные размеры уже непосредственно на месте проведения работ.

Кусковой лом асфальта

Кусковой лом асфальта в куче

Сферы дальнейшего использования

Диапазон практического применения дорожного лома достаточно широк. Среди основных направлений можно выделить следующее:

  • производство строительных материалов на его основе;
  • уплотнение или выравнивание грунта;
  • создание новых автодорог;
  • отсыпка болотистой местности.

Существуют специальные машины, которые повторно разогревают и перерабатывают лом асфальтобетона — они называются рециклерами, как правило в переработку идет лом габаритов не больше 100х100х100мм.

Рециклер для разогрева асфальтового лома

Рециклер для разогрева асфальтового лома

Также асфальтовый лом качественный, экономически выгодный материал для сооружения временных дорог или транспортного соединения поселений за чертой города, не хуже, чем лом кирпича. В частности это прокладка автомагистралей к дачным поселкам или местам строительства новых жилищных комплексов.

Дорожные отходы – недорогой способ засыпать рвы, котлованы или выемки прочего типа. Также вторичный кусковой асфальт может быть использован при создании насыпей, мест под автостоянки.

Видео: как работает рециклер асфальтового лома

 

Приготовление строительных материалов на базе сыпучего дорожного лома

Асфальтовая крошка также находит достаточно широкую область применения. Этот сыпучий вторичный материал, называемый альтернативно как асфальтобетонный гранулят, характеризуется размером зерен от долей миллиметра до 4 см. Получение асфальтогранулята происходит в результате дробления лома дорожных покрытий: путем холодного фрезерования или в специальных измельчающих установках. Существует специальный ГОСТ, который регламентирует этот материал — ГОСТ Р 55052-2012 «Гранулят старого асфальтобетона» ТУ.

Гранулят асфальтобетона

Гранулят асфальтобетона

Полученный из асфальтового лома гранулят, используется по ряду направлений:

  1. Обустройство покрытий или оснований автомобильных дорог, вплоть до III категории, а также городских улиц и прочих объектов благоустройства.
  2. Расклинцовка щебеночных оснований автотрассы.
  3. Приготовление сыпучих строительных смесей: щебня, гравия или песка.
  4. В качестве ремонтного материала при устранении незначительных повреждений асфальтобетонных покрытий.
  5. Изготовление битумоминеральных и АГБ смесей.

Дополнительно, гранулированный материал используется для производства литого асфальта.

Цена на асфальтобетонный лом

Асфальтовый лом действительно один из наиболее дешевых строительных материалов. Стоимость необработанных отходов начинается от 200 рублей за тонну. Более высокие расценки устанавливаются на асфальтовую крошку, представляющую фактически готовый, качественный ремонтно-строительный материал — это примерно 800-1000 рублей за тонну.

Не путайте понятия асфальтовая крошка и асфальтовый гранулят.На первый взгляд может показаться, что это одно и тоже, но асфальтовая крошка — это просто дробленный асфальт, не регламентируется никакими нормативами, а гранулят — это продукт, полученный в следствии дробления лома и последующего грохочения. В ГОСТе Р 55052-2012 про крошку вообще ничего не сказано. Тем не менее, некоторые продавцы и покупатели не разделяют два этих понятия.

Стоимость асфальтобетонного гранулята больше подвержена колебаниям. Они связаны с целым рядом факторов:

  • качество или размер фракций материала;
  • объемы поставок;
  • сезонные колебания, обусловленные периодами ремонта и замены дорожного покрытия.

Поэтому цена за тонну этого обработанного вида скола асфальта не фиксирована, составляет 500-1500 рублей за тонну. Даже такая стоимость, порой, ниже расценок на первичные строительные материалы. Например, тонна щебня оценивается на уровне 1000 рублей, тогда как не превосходит особо качество асфальтового гранулята.

Как правило, доставка дорожного лома не водит в его стоимость. Максимальный сервис, предлагаемый реализаторами вторичного асфальта, — это выделение транспортных средств под перевозку. Стоимость данной услуги обговаривается отдельно.

   

Комментарии