Утилизация резины — Портал о ломе, отходах и экологии
Главная » Утилизация и переработка » Утилизация резины
Утилизация и переработка

Утилизация резины

Изделия из резины становятся знакомы даже ребенку с приобретением велосипеда, а то еще ранее, поскольку часть игрушек также содержит этот материал. На промышленном уровне резинотехническая продукция привязана к таким отраслям как машиностроение, железнодорожный транспорт, горнодобывающая и прочие отрасли. Это конвейерные ленты, чехлы, магистральные рукава, тросы и более мелкие изделия: втулки, ремни, прокладки или уплотнители. Таким образом, утилизация резины необходима как для бытовой продукции, так и производственно-технической сферы.

Действительно, резиновый изделия можно классифицировать по двум базовым категориям: общего и бытового назначения. Последний вид материала используется в производстве изделий широкого потребления, первый – уже упомянутых лент конвейеров, шин. Именно последние продукты, наиболее ходовой источник вторичных ресурсов. По мере эксплуатации все резиновые изделия, особенно шины, подвергаются разнообразным воздействиям:

  • механическим нагрузкам, включая терние;
  • температурный нагрев;
  • контакт с агрессивными средами.

Все это ограничивает срок эксплуатации материала, требуя его последующей утилизации. Сделать это можно максимально эффективно позволяет переработка резины. Во-первых, это обеспечивает дешевое сырье для производства. Во-вторых, спасает человечество от тонн резиновых отходов, захламляющих свалки. Другой вопрос, во что будут преобразованы изделия из материала. Ответ на него предельно краток: резиновая крошка или топливо.

Оборудование для переработки резины

Существует два базовых способа использовать заново этот эластичный материал: механическая обработка и химические технологии. Удивительно, но второй вариант не предполагает особых реагентов. Химическая переработка резины в топливо производится под термическим воздействием и разделяется на несколько способов:

  1. Крекинг.
  2. Пиролиз.
  3. Сжигание резины.

Последний вариант невыгоден тем, что уничтожается ряд ценных химических элементов, входящих в состав изделия. Рассмотрим его подробное.

Переработка отходов резины через сжигание производится по прямой или косвенной методике. По таким технологиям работают установки в США, Японии, ряде европейских стран: Германия, Объединенное Королевство Великобритании, Швейцария. Утилизация автомобильной резины прямым сжиганием производится без особой предварительных манипуляций: шины используют целиком или, реже, грубо измельчают.

Более интересна косвенная технология. Такой подход предполагает, что в сжигании участвует газ, ранее образовавшийся при переработке РТИ (резинотехнических изделий). Сама установка изготавливается соответственно модели циклонной или цилиндрической печи, как вращающейся, так и остающейся в статическом положении. Загрузка утильного сырья производится непрерывно или порционно с установленными периодами подачи. Установка нередко оснащается специальным резервуаром с охлаждающей жидкостью для сбора металлических элементов. Часто, под сжигание автомобильных шин используются уже готовые печи обычно эксплуатируемые при производстве цемента.

Недостатком технологии остается чрезмерный уровень экологического загрязнения и ухудшение эффективности оборудования.  Очистка продуктов горения, затруднена еще, вследствие присутствия серы в большинстве РТИ. Кроме того, нелетучий осадок – зола, включающая соединения титана, а также оксиды кремния и цинка снижает КПД узлов установки. От него страдают паровые котлы, соединительные элементы. Засоряются, например, трубки теплообменника.

к содержанию ↑

Пиролиз и крекинг

Оба подхода позволяют избежать загрязнения атмосферы продуктами сгорания, поскольку реализованы на принципе разложении утиля под термическим воздействием, без кислорода или при высоком его дефиците. Кроме того, прием резины на переработку крекингом или пиролизом позволяет сохранить в отходах ценное углеводородное сырье. Процесс проходит аналогично переработке нефти: разрушение вулканизованного каучука сопровождается выделением низкомолекулярных соединений. Они могут применяться для производства химического сырья, топлива. Всего, процесс пиролиза образует три вида продуктов:

  1. Газообразные вещества. Их доля доходит до 12%. Состав включает водород, метан, окислы углерода, а также низкомолекулярные углеводороды.
  2. Жидкости, составная доля которых 35-52%. Эта фаза содержит стирол, бутадиен, еще ряд ненасыщенных соединений, а также нефтяные масла.
  3. Твердотельный остаток, на который приходится до 36%. Его составляют разнообразные наполнители, окислы цинка, а также углеводороды, которые не поддаются термическому разложению.

Основным продуктом пиролиза, с точки зрения вторичного использования, выступает технический углерод. Даже технологическая сажа находит дальнейшее применение как сырьевая база для изготовления типографских красок. Относительно области реализации жидких продуктов пиролиза, открываются следующие производства:

  • растворителей;
  • мазута;
  • умягчителей;
  • пластификаторов.

Газообразная фракция выступает источником ароматических масел под производство резиновых смесей, а также низкомолекулярных углеводородов. Области применения последних – сырье для синтеза органических веществ и топливо. Как видно, скупка БУ резины на переработку пиролизом выгодна как производственной, так и энергетической стороны.

к содержанию ↑

Механическая технология – измельчение

переработка резины в крошку оборудование цена

Переработка резины в крошку – альтернативный подход. При этом, составными узлами оборудования выступают:

  • измельчитель;
  • моечная ванна;
  • система фильтрации

Классический станок для переработки резины работает по следующему принципу. Предварительно утильный материал очищается: моется в специальном резервуаре или под струями воды. После удаления песка, прочей гряди, вторичная резина укладывается на конвейер и подается к измельчителю. Этот узел содержит два вала, с крупными зубьями на каждом из них.

Пройдя измельчитель, куски резины в 20 см поступают на второй цикл дробления через систему фильтрации. Она позволяет отсортировать остатки металлокорда от резины посредством мощных магнитов. Кстати, извлеченный металл также отправляется на переработку. На втором этапе сортировки, утильсырье проходит через сито и вибрационные фильтры, где отсеиваются: текстиль и стекловолокно. Оставшаяся резина попадает в измельчительный бак, где дробится в крошку.

к содержанию ↑

Бизнес перспективы

Переработка резины в Японии, США и ряде европейски стран хорошо налаженный бизнес. Как пример, можно привести опыт итальянской компании Marangoni. Занимаясь производством изделий из резины, шин в частности, итальянцы создали перерабатывающей комплекс. Результатом его работы стала обширная местность, очищенная от старых автопокрышек, а также переработка резины как бизнес – электростанция, мощностью свыше 3000 кВт, где энергия добывается исключительно за счет утилизации. При этом, скупка резины для переработки фактически не требуется, а разработанная технология позволяет избежать выброса вредных отходов.

к содержанию ↑

Переработка резины в крошку – бизнес план под отечественные условия

Рассчитаем основные затраты:

  1. Оборудование для переработки резины в крошку. Стоимость самой установки составляет около миллиона рублей.
  2. Организация хранения. Для этого необходимо складское помещение, специальный инструмент, спецодежда, что увеличивает расходы еще на 100 тысяч рублей. Также понадобятся резервуары под мазут, топливо. Стоимость 60-тонных б/у цистерн составляет около 20000 рублей за единицу. Потребуется не менее пяти емкостей. Таким образом, расходы на хранение, с учетом аренды составят порядка полумиллиона.
  3. Оплата труда. Чтобы организовать непрерывное производство потребуется 2 смены, соответственно четыре работника. Их оклад начинается с 30 тысяч рублей в месяц. Для закупки поставки сырья и сбыта продукции, необходима собственная бухгалтерия и еще пара работников. Общий фонд заработной платы возрастает до 250 тысяч, с учетом налогов.
  4. Прочие расходы. Они включают потребление электроэнергии. Это 10 тысяч кВт/ч ежемесячно, что в денежном эквиваленте, с учетом прочих затрат может составить 100 тысяч рублей.

Таким образом, под переработку резины в крошку, бизнес старт-ап капитал потребует до 1. 5 миллиона рублей сразу и 350 – 400 тысяч ежемесячных расходов.

к содержанию ↑

Взгляд на утилизацию резины с другой стороны

Проблема имеет и обратный подход, с точки зрения обывателя, а именно: как выгодно продать БУ резину на переработку за деньги. Российская реальность отличается от европейских темпов, однако и отечественные предприниматели начинают осваивать бизнес проекты по утилизации автомобильных покрышек, прочих РТИ. Появился ряд крупных предприятий, производящих продукцию из утильсырья, где принимают резину на переработку за деньги. Однако в большинстве случаев поставщиками там выступают юридические лица. Неполный список подобных предприятий показывает, что они охватывают практически всю территорию РФ. Поэтому, в принципе, организации куда сдать резину на переработку за деньги, присутствуют практически в каждом регионе.

Смотрите сами, заводы по переработке резины:

  1. EcoStep 500 в Тольятти. Сфера деятельности – переработка автомобильных шин.
  2. Димитровский завод РТИ. Выпускает резиновую крошку и плитку из утилизируемых отходов.
  3. Нижегородский завод по переработке РТИ.
  4. Саратовский РПЗ. Перерабатывает автопокрышки, прочие РТИ, выпуская резиновую крошку, а также покрытия для детских площадок.
  5. Гагаринский шинный завод Эдеско Предприятие расположено под Смоленском.
  6. Предприятие Уют. Расположено в Красноярском Крае. Отличается тем, что ведет прием резины на утилизацию за деньги у населения.
  7. Завод компании Тевес под Иркутском.

Конечно, далеко не все крупные предприятия позволяют сдать резину на переработку за деньги физическому лицу. Впрочем, для индивидуального предпринимателя существуют мини перерабатывающие комплексы. Кроме того, поставщики крупных предприятий – альтернативный источник, где сдать резину на переработку за деньги можно пусть не так дорого, но вполне реально.

Комментарии

ePN