Распил в чермет драглайна и асфальтоукладчика

История эта начинается примерно лет десять тому назад. Работал я тогда главным механиком в довольно большой дорожно-строительной организации, а попросту ДРСУ. Предприятие, как не трудно догадаться по названию, занималось строительством и содержанием автомобильных дорог. Парк техники, помимо стандартных легковушек, камазов и тракторов, состоял так же и из довольно специфичных образцов. Имелись как хорошо всем известные асфальтоукладчики с дорожными катками, так и довольно редкие скреперы и экскаваторы-драглайны.

Руководство было в этой организации хоть и с причудами, но все же понимало во многом, а главное было для нас то, что оно не лезло слишком активно в нашу работу механиков. Каждый год закупались новые образцы техники, старую мы по документам списывали и потихоньку складировали на специальной площадке под дальнейший разбор на запасные части. Всякое бывает, сюда потребовался радиатор, туда насос, а вот отсюда можно снять двигатель. Когда уже оставались рожки да ножки, тогда уже остатки увозили во Вторчермет на металлолом.

Все шло своим чередом, пока не поменялось руководство. В целях оптимизации работы, улучшения показателей и получения сверх прибыли, они дали команду сдавать все без разбора. На мои попытки убедить их, что это делать категорически нельзя, был дан однозначный ответ — сдавать все! Сказано сделано.

При сдаче всего этого добра возникло несколько очень любопытных моментов, я бы даже сказал юморных.

Первый такой эпизод случился при двухдневной работе над утилизации драглайна. Что такое драглайн? Сейчас такие очень редко где используются. А вообще это довольно большая машина, представляющая из себя тросовой экскаватор на гусеничном ходу. Главное их применение было на сыпучих материалах, например песчаный или гравийный карьер, угольная база и тому подобное.

драглайн фирмы CAT

Драглайн фирмы CAT (Caterpillar) фото с сайта parkerbaymining.com

Как говорили старшие мои коллеги, на нем работать без приема 200 грамм во внутрь было невозможно. Неработающая печка, отсутствие стекол, постоянные поломки и так далее. Но этот рассказ не об этом. Сначала поснимали кое-какие агрегаты. Радиаторы, гидромоторы и срезали большие тросы. Радиаторы я распорядился отвести в кузницу — нашему меднику, там они сохранятся и найдут свое применение. Потом уже кузнец ко мне подошел и говорит мол, что они никуда не подойдут, да и к тому же изготовлены не из меди или алюминия, а попросту железные. Это не трудно было понять и так, так как они были очень тяжелые. Я ему предложил не тащить их в медняцкую, а оставить на улице, в виде шутки, может кто ночью упрет. Шутка состояла в том, что они как я уже говорил, были очень тяжелые, а своровать можно было только перекинуть их через забор. Забор примерно два метра, цельный, ну в общем наш  план сработал. На следующий день радиаторы исчезли, отчетливо наблюдались следы по земле и много следов у забора с обоих сторон. Представляю я реакцию этих воров, когда приемщик им сказал, что это не цветной металл и принимать их не будет. Да, через несколько часов я их уже забрал от знакомого приемщика, воры бросили их тут же и с матами ушли.

Вернемся к нашему драглайну. Газосварщики отрезали тем временем стрелу и тросы. Затем мы стали думать как отцепить вращающуюся башню. С этим справились не без проблем. Тут стоить пояснить, что в нашем распоряжении был хороший штат — два газосварщика с оборудованием, несколько пар хороших рук, автокран на 25 тонн, самосвалы и другая техника. Отстегнув голову мы отрезали затем шасси, полностью траки со всей подвеской. Все это постепенно уезжало в пункт приема черного лома. При загрузки центральной части основания, она оказалась самая тяжелая, наш бедный МАЗ 5551  чуть-чуть не переломился пополам, настолько большую нагрузку он не в силах был вынести. Пришлось подгонять трехосный КамАЗ 65116.

Разделавшись с драглайном мы приступили к резке асфальтоукладчика. Назывался он, если мне память не изменяет ДА-2. Дорожный асфальтоукладчик модель вторая. Ему было примерно лет эдак тридцать, а может и того больше. С ним истории было поменьше, не считая того что все ребята были черные от копоти как черти, в прямом смысле этого слова. Дело в том, что почему то на нем было просто неимоверное количество слоев краски и она хорошо так загорелась при резке. Но это было пол беды, в недрах асфальтоукладчика осталось очень много битумных остатков. И все это дело зажглось ярким пламенем с большим количеством дыма. Даже контора забеспокоилась, что это там у нас так загорелось хорошо.

На этом историю тех нескольких дней можно было бы и закончить, но потом пришел наш сотрудник, который в свое время работал на подобном драглайне. Когда он увидел пустое место где раньше стоял этот мастодонт, он подошел ко мне и спросил: «Вы что сдали в чермет Гошу?». Не спрашивайте меня почему Гоша, дело не в этом. Он нам поведал другое.

Оказывается что вся подвеска в этих моделях состоит из медных или латунных втулок. То есть все звездочки, валы, ленивцы и поддерживающие катки опирались на корпус через латунные огромные втулки. По его словам некоторые весили порядка 20 килограмм каждая. А втулок этих там было достаточно много. По нашим расчетам мы потеряли примерно от 100 до 200 килограммов чистой латуни. Вот такие дела.

Следует немного пояснить, конечно, мы не были святые, конкретно бы эта вся медь или латунь была с успехом обналичена и поделена между большей частью участников. А вот с железом было сложнее, так как заставляли предоставлять примерный вес сданных моделей. Я же не мог сказать, что экскаватор весил по документам двадцать пять  тонн, а у меня прошло через весы всего пять.