Утилизация ж/д шпал или шпалы как вторсырье — Портал о ломе, отходах и экологии
Главная » Утилизация и переработка » Утилизация ж/д шпал или шпалы как вторсырье
Утилизация и переработка

Утилизация ж/д шпал или шпалы как вторсырье

утилизация шпал

На сегодня есть 5 основных видов материалов, из которых могут изготавливаться железнодорожные шпалы:

  • каменные (скорее относится к редким, частным случаям использования);
Каменные шпалы

Каменные шпалы

  • деревянные, довольно часто встречаемые на территории России, шпалы, которые нужно обязательно пропитывать;
Шпалы деревянные

Шпалы деревянные

  • железобетонные, приоритетно используемые для создания веток городского транспорта (метро, трамвай);
Шпалы железобетонные

Шпалы железобетонные

  • пластиковые, этот вид эксплуатируется пока только в Японии имеют свой размер;
Пластиковые шпалы из композитных материалов

Пластиковые шпалы из композитных материалов

  • стальные, в нашей стране находят применение исключительно на ветках ЖД Калининградской области – переработка таких шпал не вызывает вопросов, стальные шпалы – это железнодорожный металлолом.
Стальные шпалы

Стальные шпалы

Особенности подхода к утилизации деревянных шпал

Размеры шпалы деревянной, а они бывают разных типов, описываются ГОСТ 78-2004. При этом, соответственно месту дальнейшего применения, могут быть рекомендованы три основных стандарта размеров, если рассматривать изделие в поперечном сечении.

Для изготовления такого вида шпал используются породы дерева, обладающие высокопрочностными характеристиками, неподверженные гниению. Обычно, исходным материалом рассматриваются стволы хвойных деревьев (преимущественно сосен). Многие еще с детства знают специфический запах шпал – это шпала пропитанная, часто запах путают с мазутом или другими технологическими жидкостями. Остается только уточнить, чем обрабатывают шпалы для того чтобы они сохраняли свои качества длительное время. Это креозот –каменноугольное масло, ЖКТ – жидкость термокаталитическая, выполняющие роль антисептика, что собственно и продлевает эксплуатационный срок жизни шпал.

На фото черные шпалы - это означает, что они пропитаны каменноугольным маслом

На фото черные шпалы – это означает, что они пропитаны каменноугольным маслом

Кроме высоких прочностных качеств, вес шпалы деревянной считается одной из причин для использования именно этого материала. Наравне с этим идет сравнительно дешевая добыча и обработка древесины, возможность легкой замены изделий.

Утилизация деревянных шпал, пропитанных креозотом и другими антисептическими средствами, вызывает определенные трудности в работе самой РЖД. Согласно усредненным оценочным данным, на территории РФ ежегодно оказываются замененными около миллиона единиц шпал, изготовленных из дерева. Вследствие пропитки антисептиками утилизация шпал железнодорожных деревянных согласно ФККО, должна происходить по правилам, применимым к отходам третьего класса опасности. Это связано с выделением токсичных веществ в атмосферу при сжигании таких изделий.

Наглядное видео, в котором рассказывает об утилизации деревянных шпал:

Как результат, утилизация шпал железнодорожных данного вида может происходить пятью способами, из которых далеко не все легко осуществимы.

  1. Сжигание, применяется для древесины, основательно прогнившей, не пригодной для последующего использования.
  2. Пиролиз и газификация. Эти два различных метода, хотя и обладают положительными аспектами, редко находят реальное применение из-за дороговизны процесса утилизации.
  3. Специализированная переработка старогодных шпал под строительство (предварительное очищение от пропитки).
  4. Использование вторичного материала для строительства (но здесь есть множество оговорок, поскольку обработанные креозотом изделия вредны для здоровья человека);
  5. Не исключено захоронение подобного типа отходов на полигоне – это бывший способ. Употребление такого способа утилизации, как правило, недопустимо.

На территории России постоянно проводятся тендеры компаний, которых интересует утилизация шпал деревянных бу или железобетонных. Их организация укладывается в принципы, предусмотренные документами КУШ 30 и КУШ 40.

Практически по всем регионам страны работает ни один завод для утилизации шпал железнодорожных деревянных, наиболее крупные из них: ЗАО «Турмалин» и «Полиинформ». Предприятия используют разнообразные методы утилизации шпал деревянных, цены на них также сильно отличаются.

«Турмалин» реализует термическое разложение твердых бытовых отходов в специальных печах, занимается производством и поставкой инсинераторов. Предоставляет собственные мощности предприятиям различных веток РЖД (например, ВНИИЖТ, обслуживающее Северо-Кавказская дорога).

Такие и подобные станции изготавливает завод Турмалин

Такие и подобные станции изготавливает завод Турмалин

«Полиинформ» занимается газификацией щепы из негодных деревянных шпал. Однако масштабность работы этого предприятия значительно меньше, чем мощности, которыми владеет «Турмалин» отсюда и цена на переработку ниже.

к содержанию ↑

Железобетонные изделия – альтернатива деревянным шпалам

Вес деревянной шпалы значительно меньше ЖБ аналога и установка, ее замена, обслуживание обходится относительно дешевле. Несмотря на это шпалы железобетонные составляют примерно 25% от общей массы продукции.

В основе их производства лежит процесс бетонирования на арматуре – как и обычное производство ЖБИ. Сегодня ЖБ продукция наиболее часто используются для создания городских рельсовых соединений, в том числе для метро и трамвая. Сколько весит бетонная шпала – это вопрос скорее для сравнения, сама средняя масса достигает 250 кг, причем вес может варьироваться в пределах 20 кг. Из-за такого веса и размера железобетонной шпалы замена этих изделий – затруднительна, однако благодаря развитию современной техники, упрощается с каждым днем.

Производство шпал железобетонных предполагает их длительную эксплуатацию, поскольку они не подвержены гниению, устойчивы к влаге и перепадам температур. Отрицательный аспект обусловлен тем, что со временем наблюдаются незначительные повреждения на стыковых местах. Особенно это проявляется там, где есть специальные отверстия для крепления рельс, иногда и на других участках, встречающихся по всей длине железнодорожных шпал. Поэтому каждый год оказываются замененными от 300 до 500 тысяч единиц ЖБ изделий этого плана, соответственно вся эта многотонная железобетонная глыба требует специальной утилизации. Остается уточнить существующие стандарты и нормативы для решения данного вопроса.

Видео – утилизация и переработка жб шпал. На видео можно заметить, что шпалы превращаются в железобетонный лом с помощью специального ковша для дробления.

Независимо от того, изготовлена шпала железобетонная по ГОСТ 32.152-2000 или для установки на подкрановых путях типа ПШП-310, утилизация происходит исходя из степени изношенности изделий, а также согласно ФККО.

Утилизация шпал железнодорожных отработанных 84100000000 предусмотрена документом, на основании которого отходы этого типа четко описаны и каждому присвоен собственный уровень опасности. В основном это 3-4 класс. Следовательно, для хранения, транспортировки, а также утилизации требуется получение паспорта отходов.

Современные технологии позволяют осуществлять переработку железобетонных изделий, разделяя их на фракции: щебень и металлическую арматуру (см. видео выше). Эти виды отходов могут повторно использоваться каждый в своей категории. Измельченный бетон применяется для добавления в создание новых ЖБ изделий, как материал, которым посыпают дорожки, прочее. Металлические части соответственно могут отправляться на переплавку, если не находится иной области эксплуатации.

к содержанию ↑

Шпалы, как деловой лом

И деревянные и ЖБ изделия могут быть востребованы строителями, чтобы выложить фундамент из шпал или под строительство других целей. Люди по-разному относятся к таким инновациям. Однако под деревянный дом или постройку из пеноблоков, ЖБ шпалы б/у вполне годятся, особенно если планируется возведение жилой постройки не более, чем в два этажа (возможно с мансардой). Также есть несколько вариантов, как именно выкладывать фундамент (ленточный или столбчатый) при использовании железобетонной шпалы, длина которой не меньше, чем 250 см. Вторичный материал можно предварительно армировать или заполнить ним исключительно внутренние подушки будущего фундамента, чтобы уменьшить количество, используемого раствора бетона. Далее все заливается раствором.

Размеры шпалы железобетонной Ш1-1

Размеры шпалы железобетонной Ш1-1

Альтернативное применение ЖБ шпалы находят в сельской местности, даже более, они однозначно переводятся к категории делового лома. Например, сегодня можно построить забор из шпал, используя их как опору, поддерживающую стальной профиль. Естественно, желательно, чтобы само ЖБ изделие имело целостный вид, особенно в местах, где есть отверстия под крепления.

Прежде, чем окончательно отправить на утилизацию железобетонные шпалы, можно попытаться выложить из них вполне пригодную дорогу. Такая трасса не будет уступать по своим параметрам асфальтированной магистрали, с учетом того  как ведутся дорожные работы в сельской местности. Еще одной областью эксплуатации шпал, подлежащих утилизации, выступает укреплении разнообразных объектов: колодцев или насыпей возле насосов. Для этих целей подойдут даже слегка подпорченные изделия, где имеются повреждения в области крепежных отверстий.

Деревянные шпалы также могут использоваться для строительства фундамента, но нужно помнить о вреде таких шпал, ведь они пропитаны токсичными растворами.

Фундамент из деревянных шпал

Фундамент из деревянных шпал

Замененные ЖБ изделия в ходе планового, профилактического ремонта железнодорожного полотна, довольно часто оказываются пригодными к повторному использованию. Иногда их рекомендуют устанавливать на ветки, где идет меньшая нагрузка от транспортного потока или еще чаще для организации подъездных путей к предприятиям, имеющим в своем распоряжении участки рельсовой магистрали.

Поэтому довольно нередко встречаются объявления, где предлагают купить железобетонные шпалы, пригодные к вторичному использованию. Это также формально переносит ЖБ отходы к категории делового лома.

Железобетонные шпалы бу

Железобетонные шпалы бу

к содержанию ↑

Штрафы от экологов

Законом запрещается складировать шпалы любого вида в несанкционированных местах, особенно, это касается тех типов вторичных материалов, которые относятся к третьему классу опасности. Нетрудно догадаться, что это связано с экологической угрозой, которую представляют шпалы, обработанные специализированными антисептиками.

9 комментария

  1. Мария 6 октября, 2017 at 23:28 Ответить

    К сожалению, не во всех метро используют железобетонные шпалы. Работникам, которые находятся в тоннеле всю ночь, приходиться вдыхать вредные пары деревянных шпал. Использовать вторично такие шпалы я бы не стала и другим не советовала.

  2. Андрей 20 октября, 2017 at 08:52 Ответить

    Доброго времени суток!!! У нас на строительном предприятии за много лет его существования собралось множество не пригодных для использования шпал. Просто вот такой у меня вопрос, если хотим так сказать от них избавиться, нужно везти их на утилизацию самостоятельно, или же все делается автомобилем вашей компании. Огромнейшее вам спасибо за совет!!!

  3. Олеся 29 ноября, 2017 at 19:52 Ответить

    Пока не наткнулась на ваш сайт, и не прочитала статью, никогда даже и не задумывалась, что бывает утилизация шпал. Особенно понравился совет как альтернатива пригодной дороги в сельской местности. Надо начать долбить голову своей администрации.

Комментарии

ePN