Оборудование

Рециклеры лома асфальтобетона

Ежегодно при ремонте асфальтобетонных покрытий на автотрассах и городских улицах  снимаются и уничтожаются тысячи тонн лома асфальта. Эти материалы можно подвергать так называемому  рециклингу – повторной переработке, что позволяет экономить на дорожных работах значительные средств и время. Именно поэтому на шоссе всё чаще появляются рециклеры (или ресайклеры) – агрегаты, предназначенные для утилизации твёрдых остатков дорожного покрытия.

Тысячи тонн асфальта остаются невостребованными после ремонта

Тысячи тонн асфальта остаются невостребованными после ремонта

Принцип работы и устройство рециклера

Асфальтобетонные смеси, которые приготовляются с участием вязких битумных фракций, имеют температуру плавления 120…1400С.  В таком состоянии они  представляют собой высокоплотные материалы, вязкость которых, согласно требованиям ГОСТ 22245, составляет 130…2000Е. Измельчение такого лома до размеров в мм  150×150×150 и менее создаёт условия для расплавления  обломков в достаточно однородную массу, которую в последующем можно добавлять к основному расплаву. Кроме того такой вторичный асфальт вполне пригоден для укрепления насыпей, рвов, канав и прочих вспомогательных элементов автотрасс.

Рециклер лома асфальтобетона

Рециклер лома асфальтобетона

Помимо лома асфальтобетона, рециклеры способны перерабатывать также асфальтный гранулят – измельчённые в специальных мельницах компоненты старого дорожного покрытия, параметры которого должны соответствовать нормам ГОСТ Р 55052.

Типовой рециклер представляет собой мобильный агрегат, состоящий из следующих основных частей:

  1. Герметичного бункера закрытого типа, куда загружается материал, подлежащий переработке. В некоторых конструкциях бункер выполняется двухстенным, и представляет собой ёмкость-термос. Это существенно повышает эффективность рециклинга. Внутренний корпус бункера изготавливают из высокопрочной толстолистовой стали. Между внешним и внутренним корпусами выполняется теплоизляционный слой из каменной или минеральной ваты.
  2. Мощной тепловой пушки, при помощи которого лом дорожного покрытия расплавляется, превращаясь в высоковязкую среду.
  3. Дизель-электрического генератора, обеспечивающего работу тепловой пушки.
  4. Воронкообразной насадки, которая собирает образующийся расплав, откуда он выгружается в специальные ёмкости, либо непосредственно выгружается на подготовленное основание.
  5. Рамного корпуса с колёсами для транспортировки рециклера.

Для привода тепловой пушки прицепных ресайклеров используется привод от гидросистемы основного оборудования – трактора, большегрузного автомобиля и т.д.

Последовательность и принцип работы

Для обеспечения должной эффективности  рециклер должен действовать продолжительное время, для чего подготавливают достаточный объём лома асфальта (его количество определяется объёмом загрузочного бункера). Качество расплава возрастает, если в исходный полуфабрикат добавить 2…3% битума.

Видео — работа простейшего рециклера асфальта:

После загрузки смеси включают тепловую пушку, и по встроенным приборам контролируют температуру внутри бункера. По достижении требуемой температуры расплава (не менее 1500С; при этом плотность смеси должна быть не выше 1,2 г/см3) смесь выгружают — либо непосредственно на место укладки, либо в тележку или ковш погрузчика/асфальтоукладчика.

В иных конструктивных разновидностях рециклеров вместо тепловой пушки применяют газопламенные горелки, в этом случае расплавление асфальтного лома  производится открытым пламенем. Такие установки менее экологичны, хотя и более просты. Они снабжаются гидромеханическим приводом, который производит периодическое перемешивание подогреваемых компонентов. Бункер таких агрегатов состоит из двух отделений: верхнего  (загрузочного) и нижнего, где предусмотрена шиберная заслонка. В корпусе выполняются отверстия для подачи воздуха к горелке.

Работа рециклера такого типа состоит из следующих этапов:

  • Прогрева ёмкости в течение 10…15 минут;
  • Повышения давления газообразных продуктов сгорания до 0,6…0,7 МПа (контролируется манометром при постепенном увеличении подачи топлива и воздуха в камеру сгорания);
  • Включения привода перемешивающего устройства (в большинстве конструкций рециклеров применяют реверсирование);
  • По достижении необходимой температуры расплава включают привод шнекового вала, который транспортирует горячую смесь к выходному отверстию шибера.

Технические характеристики и эффективность

 
Рециклер фирмы Bagela

Рециклер фирмы Bagela

Выбор модели рециклера  выполняется в зависимости от требуемой производительности агрегата, степени автономности его питания, и условий производства работ. Важное практическое значение имеет также способность устройства работать не только с ломом асфальта, но и  подогревать ранее приготовленную, но не использованную асфальтобетонную смесь.

Основные технические характеристики рециклеров отечественного производства находятся в следующих пределах:

  • Производительность, кг/ч – 1200…3000;
  • Расход топлива (для агрегатов, оборудованных горелками), л/ч – 6…12;
  • Мощность тепловой пушки, кВт, не менее – 39;
  • Объём разовой загрузки, кг – 350…500;
  • Время разогрева до температуры не ниже 1500С, час, не более – 3…3,5.

Видео — как нужно ремонтировать дороги или использование рециклера асфальтобетона: