Отработанные тормозные колодки
Лом тормозных колодок образуется как следствие их замены после утраты потребительских свойств за время эксплуатации. Соответственно экологических норм данная разновидность вторичных продуктов относится к неопасным отходам. В частности, если просмотреть код ФККО – тормозные колодки отработанные подразделяются на две категории. Первая относится к пятому классу опасности. Она содержит тормозные колодки отработанные без накладок асбестовых, код по ФККО – 92031001525.
Вторая подгруппа в классификации ФККО относится к четвертому классу опасности. Это тормозные колодки отработанные с остатками накладок асбестовых, код по ФККО – 92031002524
Устройство башмака
Ответ на вопрос из чего сделаны тормозные колодки отчасти можно получить, просмотрев затронутый ранее код ФККО продукта. Однако полную картину дает изучение структуры башмака торможения, который состоит из двух элементов:
- металлический каркас;
- фрикционная накладка.
Последний компонент, издавна исполнялся на основе асбеста, пока не встал вопрос опасности этого материала для человека. Как результат, современный башмак торможения, точнее его фрикционная часть в качестве армирующего материала используют следующий состав:
- стальная вата;
- стружка меди или ее сплавов, латуни, например;
- полимеры;
- нити кевлара;
- органические волокна.
Следует добавить, что каждый производитель используют свой рецепт производства армирующего материала. Поэтому однозначно указать, из чего сделаны тормозные колодки автомобилей, другого колесного транспорта, можно лишь в общих чертах. Из ценных отходов отработанное изделие содержит металлический каркас и медную стружку.
к содержанию ↑Отработанные накладки тормозных колодок с точки зрения металлолома
Рассматривая системы торможения как источник металлических отходов, уместно распределить их на две категории: дисковые тормоза и барабанные.
Но в независимости от разделения – ни те, ни другие не идут на металлолом, потому как фрикционная накладка – это не металл, а корпус имеет небольшой вес и мало кто собирает и скапливает металлические остатки тормозов (если это не суппорт в сборе, конечно с тормозным диском).
к содержанию ↑Инструкция по обращению с отработанными тормозными колодками
Как и любой прочий лом, образующийся в процессе производства или при оказании сервисных услуг, автомобильные колодки нельзя просто выбросить. Это касается как частников, так и юридических лиц. Они должны быть утилизированы согласно общим постановлениям:
- содержащие асбест, как отходы IV класса опасности;
- безасбестовые – V.
Ситуацию усложняет специфика самой категории: тормозные колодки отработанные, состав которых это полезный лом – (черный металл), а также фактический «мусор», не поддающийся дальнейшей переработке. Это фрикционные накладки.
Металлическую часть отхода, непосредственно колодки, частному лицу несложно сдать в соответствующий пункт приема. Впрочем, выгоды это особой не принесет, из-за их небольшого веса. В этом отношении более интересны тормозные отработанные колодки с локомотивов и прочего подвижного железнодорожного состава.
Что касается накладок, то в идеале они должны быть утилизированы согласно «Инструкции по безопасному обращению с отходами». Хранение подобного класса отходов допускается на полигоне ТБО, их вывоз туда производится специально лицензированными компаниями.
Категорически запрещается сжигать накладки. Это связано с тем фактом, что компонентный состав подобной отработанной продукции в процентном соотношении выражен следующим образом:
- асбест – 34;
- барит – 26;
- каучук – 19;
- глинозем – 6;
- ускорители, сера в частности – 4;
- графит – 4;
- стружка, масло – менее 1;
- прочие составляющие – 5.
Часть из приведенных продуктов выделяет в атмосферу вещества опасные как для человека так и окружающей среды.
к содержанию ↑Резюме
Проблема утилизации автомобильных колодок на уровне физического лица практически отсутствует. При эксплуатации грузового транспорта этим занимается компания работодатель. В случае с легковыми персональными автомобилями – ответственность за утилизацию отработанных колодок и накладок на них, передается автосервисам, также, не затрагивая частника.
Я – в бывшем владелец СТО. Тормозных колодок ( и не только их) в моих боксах накопилось достаточное количество. Решил сдать на лом, а мне сказали, что у них нет лицензии на приём данных запчастей. Порекомендовали самостоятельно извлечь металл, а накладки выбросить. Но из Вашей статьи я понял, что лицензия не нужна. Да и прибыль от сдачи колодок не велика. Больше денег потрачу на бензин. За информативность статьи отдельная благодарность!
Сам автомобилист со стажем и при износе тормозных фрикционных накладок просто их менял на новые, закрепляя на металлическом каркасе колодки. Отсюда и металлический лом в моем гараже в виде каркасов тормозных колодок не скапливался. По поводу утилизации отработанных фрикционных накладок, то я их просто выбрасывал в мусорный контейнер. Каюсь не знал, что их нужно утилизировать по вредным факторам, но утилизация действительно не налажена таких отходов вообще.
У меня есть своя небольшая СТО за годы работы собралось огромное количество тормозных колодок. Из статьи узнал что их можно сдать на утилизацию, хотя еще недавно думал просто вывести и выкинуть. У меня вопрос: скажите ваши сотрудники сами приедут и заберут или же мне нужно самому к вам вести на утилизацию? Спасибо!!!