Лом катализаторов
Одним из популярных видов вторичных ресурсов не сегодня, выступают отходы разнообразных фильтрующих приспособлений – лом каталитических нейтрализаторов. Подобные устройства характерны для автомобилей любого типа, очищая выхлопные газы вредных веществ. Однако только ими, рынок вторичных катализаторов не ограничен. Он охватывает не только фильтрующие системы, но и любые типы ускорителей протекания химических реакций.
Виды принимаемых отходов катализаторов
Очерчивая круг каталитических реагентов и устройств на их основе, можно выделить основные разновидности их лома, который достаточно несложно сдать как вторичное сырье:
- Автомобильные каталитические нейтрализаторы – катализаторы. Представляют собой своеобразный фильтр на базе сотовой конструкции из металла или керамики. Ее поверхность покрывается платиноиридиевым сплавом, что и вызывает интерес к отработанному катализатору. Состав покрытия включает не только платину, а и прочие дорогостоящие элементы: палладий и родий;
- Промышленные. Это вещества комплексного состава, исполненные в разнообразных формах: шариковые, стержневые, кольцеобразные, гранулированные и прочие. Изготавливаются на металлической или керамической основе и классифицируются по содержанию каталитического реагента. Это может быть как монометалл: платина, родий или палладий, так и биметаллическая структура (Pt-Rh, Pd-Rh), а также вещество включающее все три компонента;
- Содержащие серебро. Этот драгоценный металл также оказывается каталитическим реагентом. Он – составной компонент катализаторов, применяемых в синтезе этиленоксида, а также содержится внутри фильтров противогазов. В частности модели дополнительных патронов к противогазам: ДП-2, ДП-4 содержать порошковую угольную смесь с кристаллическим серебром;
- Катализаторы нефтеперерабатывающей промышленности. Сюда относятся реагенты, используемые в риформинге (кристаллы платины на оксиде алюминия) и гидрокрекинга (содержат никель, молибден);
- Прочие. Любые виды катализаторов содержащие драгоценные или редкие металлы.
Следует отметить, что содержание дорогостоящих элементов в катализаторах невысокое. Более того, эта величина падает в процессе эксплуатации. Это связанно непосредственно, с действием реагентов, вступая в реакцию, они теряют часть собственных атомов, а соответственно и массы. Поэтому отработанные катализаторы характеризуются значительно меньшим содержанием палладия, родия, платины и прочих дорогостоящих металлов, чем их новые аналоги – об этом мы подробно писали в статье – Рассуждаем на тему – бизнес на автомобильных катализаторах.
Интересное видео: Как устроен автомобильный катализатор?
к содержанию ↑Иерархия производителей
Отработавший ранее срока автомобильный катализатор, не стоит выбрасывать, особенно если он не один. Более выгодно продать его как лом. Это подтверждается тем фактом, что приспособление содержит драгметаллы, составляющие около 0.1% его массы. В пересчете на чистый вес это составляет 2 – 4 грамма драгоценных металлов. Содержание металлов платиновой группы в автомобильных очистительных системах определяется также брендом производителя. Это позволяет составить определенную иерархию моделей:
- Opel, BMW, Audi, VW включают драгметаллов на 15 – 30% больше средней величины;
- модели японских производителей характеризуются содержанием платины и Co. на уровне 0.8 – 1.1, примем эту величину за эталон от среднестатистического вхождения драгметаллов;
- французские бренды (0.65 – 1);
- американские (0.6 – 0.9);
- корейские (0.5 – 0.65).
Замыкает этот список отечественный производитель, где уровень содержания металлов платиновой группы опустился до 25 от номинала.
Также стоит отметить, что катализаторы с автомобилей, оборудованных дизельными двигателями, содержат до 20% больше платины от эталона. К учету принимается чистый вес устройства, поскольку в процессе эксплуатации оно тяжелеет, набиваясь сажей.
к содержанию ↑Способы реализации или почему лом автомобильных каталитических нейтрализаторов невыгодно сдавать поштучно
Средний эксплуатационный ресурс катализатора автомобиля составляет 80 – 100 тысяч километров пробега. Конечно, данная цифра указывается с учетом заправки только качественным бензином. На практике, даже иномарки бессильны перед разрушительной силой топлива на отечественных АЗС.
Существует два способ сбыта отходов автомобильных каталитических нейтрализаторов, их можно сдать:
- поштучно;
- по весу.
Первый вариант предпочтительный кратким интервалом между реализацией отходов и получением денег, второй выгоден «суммой компенсации». Действительно, приобретая катализаторы поштучно, приемщик учитывает возможные потери драгметаллов в процессе эксплуатации устройства. Поэтому итоговая цена, особенно для быстро отработавших свой ресурс моделей, оказывается сильно заниженной.
Преимущество сдачи лома катализаторов по весу выгодно тем, что многие компании принимают не только дорогостоящие компоненты, но и выполняют точную оценку их содержания. Отработанный катализатор – это многокомпонентный лом, который может содержать отходы:
- платиновой группы;
- драгоценных металлов;
- редких элементов.
Да и определить точный вес каждого дорогостоящего компонента более выгодно, чем сдать весь лом «на глаз».
к содержанию ↑Цены на лом катализаторов
Условно можно разделить лом катализаторов на категории, которыми оперируют приемщики этого лома – это:
- Лом катализаторов иномарок – цена может доходить до 1300 рублей за 1 кг;
- Лом катализаторов отечественных – цена может опускаться до 300 рублей за 1 килограмм;
- Металлические катализаторы – в среднем 500 рублей за 1 кг;
- Керамические катализаторы – порядка 2000 рублей за 1 кг;
- Фильтры сажевые –1500 рублей за 1 килограмм.
Также могут предлагаться молотые и колотые катализаторы – цены на них разные, нужно уточнять у каждого конкретного приемщика.
Стоит отметить, что указанные цены выше – это не эталон и не показатель. Каждый приемщик устанавливает свои цены, поэтому четкого понимания нет. Но, тем не менее, на эти цены можно ориентироваться, т.к. разница с реальными ценами на лом катализаторов будет небольшой.
к содержанию ↑Чем отличается сажевый фильтр от катализатора?
Все очень просто – катализатор используется в автомобилях, работающих на бензиновых двигателях, а сажевый фильтр на машинах на дизельном топливе.
Фильтр захватывает сажу и не трогает вредные отработанные газы, которые выбрасываются в атмосферу, в отличие от катализатора, который абсорбирует практически все вредные газы.
Видео – как работает сажевый фильтр:
к содержанию ↑Преимущества комплексного подхода
Компании, специализирующиеся на закупке лома амортизаторов, проводят целый комплекс мероприятий по разделению и определению содержания вторичного сырья. Это включает:
- Извлечение керамического монолита из металлического корпуса.
- Взвешивание и дробление сот для отбора проб.
- Определение содержания каждого вида драгоценных или редких металлов методами рентгено-флуоресцентной спектроскопии или портативным анализатором металлов.
- Дополнительная проверка результатов посредством химического анализа порошка.
Таким образом, на выходе получается точный вес каждого компонента: платина, палладий или родий. Это особенно выгодно, для катализаторов, где износ платиноиридиевого слоя невелик. Выгода комплексного подхода, в том, что компания фактически самостоятельно выполняет всю работу по демонтажу очистительного приспособления и дроблению монолита, содержащего металлы платиновой группы.
Аналогичная ситуация наблюдается и с отходами промышленных катализаторов, а также фильтрами для противогазов, в состав которых входит серебро. Использование методов спектрального и химического состава позволяет точно установить массу каждого из дорогостоящих металлов входящих в состав вторичного сырья. Это сводит потери прибыли от реализации лома катализаторов к минимуму.