Трубы б/у или трубный лом?
- Что такое понятие «труа б/у» и где она применяется?
- Почему важна прежняя рабочая среда трубы
- Восстановленные трубы б/у
- Лежалые трубы и некондиция: они новые или б/у?
- Стоит ли опасаться эксплуатировать трубы б/у?
- Трубы б/у как сырье в металлургии
- Очистка б/у труб
- Трубы восстановленные
- Как восстанавливают трубы б/у
Среди отходов черных металлов, трубный лом занимает обособленное место. Связано это с обилием трубопроводов на территории страны, используемых под разнообразные цели: от транспортировки газа и нефтепродуктов до проведения водоснабжения. В основном, речь пойдет о крупных трубах, а не тех с маленьким диаметром, которые используются в наших квартирах.
Стоимость трубы как на лом, так и на вторичном рынке определяется ее состоянием, а соответственно, сферой эксплуатации до демонтажа. Это очевидно:
труба проработавшая в водной среде будет уступать по качеству, аналогу, отслужившему, как составная часть газопровода.
Существует две базовые категории вторичной трубы:
- Вторсырье для металлургического производства – проще говоря металлолом или трубный лом (но со своей спецификой).
- Деловой лом – на рынке именуется, как труба б/у.
Важно разделять понятия – трубный лом и труба б/у. Трубный лом отправляется в печку, труба б/у идет на вторичное использование, как продукт/изделие, бывшие в употреблении!
Что такое понятие «труа б/у» и где она применяется?
Речь идет об огромном рынке б/у труб. Приобретая вторичные трубы, часто покупатели отбраковывают те их виды, где есть коррозия, электрокоррозия. Однако на многих трубах б/у ржавление, как правило, проявляется очагами. Причина – наличие неметаллических включений, содержание которых в металле не нормировано. Поэтому если такая труба не продолжила коррозировать в течение первых своих лет службы, то она способна проработать очень долго, особенно, если изготовлена из стали, выпущенной много лет назад. Исследования уже доказали, что такой сплав в отношении стойкости к коррозии значительно лучше современных аналогов, поскольку сейчас сталь выплавляется совсем по другим технологиям – по затратоэкономным. И это сказывается на их качественных показателях – на прочности, коррозийной стойкости, на сроке службы.
Интересно, что требования к состоянию изделия в обоих случаях (как на переплавку, так и на б/у рынок) достаточно высокие. В частности, деловой лом или трубы, бывшие в употреблении, предназначен для последующей эксплуатации изделия. Тут стоимость и требования к вторичному продукту сильно зависят от предполагаемой области использования.
В понимании простого обывателя труба б/у – ржавое, изношенное, поврежденное изделие. На самом деле, всё обстоит иначе: трубы часто выводятся из эксплуатации в связи с ужесточением регламентов по технике безопасности или даже исходя из экономических соображений. Иными словами, демонтаж этих металлоизделий происходит гораздо раньше, чем они исчерпают свой ресурс. В результате и образуется явление под названием «трубы б/у» или «вторичные трубы». По своим физическим характеристикам они даже могут соответствовать новым аналогам. Их диаметр обычно колеблется от 40 мм до 1420 мм – это популярные диаметры труб, представленные на вторичном рынке. А потому сфера применения таких труб довольно широка. В частности, они востребованы:
- для строительства канализации и водопроводов (за исключением водопроводов для питьевой воды, хотя сюда могут пойти реставрированные/восстановленные трубы);
- в качестве футляров для трубопроводов;
- в качестве свай, опор и столбов;
- в виде опалубки для котлованов;
- в дорожном строительстве при возведении самого полотна и при обустройстве его водостоков;
- при строительстве тепловых магистралей и, благодаря высокому запасу прочности, при постройке разнообразных производственных конструкций, и т.д.
Для некоторых случаев качество трубы менее важно, например, если требуется “кинуть” трубу под дорогу, чтобы она отводила воду. Но в большинстве вариантах от вторичного продукта требуется состояние, обеспечивающее надежность эксплуатации.
Но не только физические характеристики интересуют покупателей труб б/у:
- у них более низкая стоимость в сравнении с новеньким аналогом. Причем, ценник может опуститься в разы. Добавьте к этому не уступающие новому изделию свойства. В итоге повторное применение труб б/у приносит солидную экономию;
- у этих труб, как правило, небольшой либо минимальный, или даже полностью отсутствующий износ – не удивляйтесь, есть и такие. А значит, сфера их применения почти не ограничена. Также нет надобности в серьезном доведении их состояния до такого, в каком они могут эксплуатироваться. Это тоже приносит свою экономию.
Почему важна прежняя рабочая среда трубы
В связи с этим наиболее востребованными на рынке труб б/у являются те из них, которые были демонтированы с газопроводов. Они цельнотянутые, почти не нуждаются во внутренней обработке – т.е. чистые внутри, а снаружи покрыты специальной изоляционной пленкой. Производятся из лучших марок стали. Поэтому данные трубы обладают высокой коррозионной стойкостью и механически очень прочные. Это самые дорогие трубы на вторичном рынке такая труба называется «газовка».
Труб/у, ранее использованные на нефтепроводах, не менее популярны и стоят дешевле снятых с газопроводов. Это связано с тем, что технологически восстановление нефтяной б/у трубы – процесс более дорогостоящий и длительный, который увеличивает себестоимость изделия и отнимает время на ввод его в эксплуатацию.
Однако не все трубы б/у можно взять и сразу использовать. Многие из них требуют восстановления (реставрации).
Основные рабочие среды труб:
- Газ. Высокое давление внутри газопровода (75 бар и более) предъявляет соответствующие требования к трубам. Для их изготовления используется качественная сталь марок 10, 20, 09г2с или 17г1с – низколегированный металл с улучшенной прочностью. Внешняя и внутренняя поверхность таких труб б/у обычно не содержит дефектов.
- Нефть, ее производные. Под трубы также используется качественная сталь, но степень износа выше, чем у изделий из-под газа. Более того, этот вид труб требует очистки от следов нефтепродуктов.
- ГСМ. Бензин и прочие светлые нефтепродукты менее разрушительно воздействуют на внутреннюю поверхность трубы. Да и очистить их намного проще.
- Вода. Основной недостаток – низкое качество стали. Дополнительный минус таких труб б/у – трудноудоляемая битумная изоляция. Обычно, продать лом трубы из под воды можно только по низкой цене – это связано с большим засором.
- Пар. Как и водная среда разрушительно воздействует на поверхность. Но, трубы под пар производятся из стали хорошего качества. Кроме того, им характерен очаговый характер коррозии. При удаче можно обнаружить участки с минимальными повреждениями.
Таким образом, наиболее перспективны для раздела «продам лом трубы» остаются б/у изделия, эксплуатировавшиеся в составе газопровода. Незначительно им уступают участки под транспортировку светлых нефтепродуктов и, выборочно, теплотрасс.
к содержанию ↑Восстановленные трубы б/у
Несмотря на то, что данные металлоизделия относятся к трубам б/у, их выделяют в отдельный подвид. Называются они «восстановленными», потому что подвергаются реставрации, которая продлевает им срок службы, делает их более ликвидными и увеличивает их стоимость.
Но, чтобы восстановить трубу б/у, мало только качественно обработать снаружи и выполнить нарезку фаски. Реставрация на самом деле – более длительный процесс и включает в себя несколько этапов:
- первый этап – черновой этап, когда счищается битумная изоляция обычными скребками – эта чистка называется механическая или ручная. Иногда битум счистить проблематично, тогда для этого приходится его нагревать. Кто-то «топит» трубу дровами, кто-то жжет в ней старые покрышки, а кто-то использует специальные устройства см. фото.
- затем происходит чистовая очистка трубы, от остатков изоляции и т.д. Очищение происходит как внутри, так и снаружи изделия.
В качестве способа удаления с трубной поверхности каких-либо налетов и остатков изоляции обычно применяется пескоструйная очистка. Суть данного метода заключается в том, что сухая абразивная смесь подается в камеру. Там накапливается высокое давление, которое перемещает смесь в пескоструйный затвор. Одновременно нагнетается сжатый воздух. Это происходит в «воздушной магистрали». Затем воздух и абразив перемешиваются и через сопло на большой скорости поступают на обрабатываемую поверхность. Это позволяет убрать с трубы любые загрязнения и ржавый налет за минимальное время;
- затем труба осматривается с целью обнаружения видимых ее повреждений. И даже сканируется. В случае выявления вмятин и небольшой коррозии, они устраняются. Так же на данном этапе трубы выпрямляются;
- и только потом, как завершение восстановительного процесса, происходит нарезка фаски. Это необходимо для облегчения соединения между собой труб при дальнейшей их эксплуатации. Угол, на который скашивается фаска, выбирается с учетом конструктивных целей применения трубы, но обычно его принимают за 45°.
Что касается, самой нарезки, то она выполняется на установках следующего типа:
- воздушно- или газопламенной;
- газокислородной;
- механической.
Тип фаски определяется исходя из вида оборудования, которое было использовано при ее нарезке:
- наиболее распространенной сегодня пока считается фаска, нарезанная посредством газопламенной техники при использовании оснастки типа «Орбита». За счет небольших размеров и мобильности данной установки фаску можно нарезать в любых полевых условиях. Кроме того, она самая низкозатратная из всех вариантов. Однако качество нарезки получается невысоким. Поэтому перед продажей трубы б/у ее фаска из-за наличия на ней деформаций от раскаленных газовых струй подвергается дополнительной шлифовке;
- фаской высокого качества признается ее тип под названием «Механика». Еще ее иначе называют «заводской». Для нарезки такой фаски применяется специализированное, профессиональное оборудование – токарные и фрезеровочные станки, укомплектованные различными насадками. Многие из этих насадок изначально предназначены только для выполнения фасок. С каждым днем данный тип нарезки становится все более востребованным. Причина – повышение требований к трубам б/у;
- фаска под названием «Плазма» нарезается с помощью воздушно-плазменного оборудования. Такой агрегат укомплектован специальной оснасткой, которая заставляет резак двигаться строго по окружности и под конкретным, зафиксированным углом. Качество «Плазмы» не уступает качеству «Механики», но зато обходится гораздо дешевле «заводской» фаски.
Стоит отметить, что тип нарезаемой фаски выбирается с учетом специфики последующей эксплуатации трубы б/у. Например, было бы непрактично сделать фаску «Орбиту» на качественной трубе с толстыми стенками, поскольку это снизило бы стоимость самой трубы из-за потери ею товарного вида. Однако не следует наносить фаску «Плазму» на сварную трубу б/у – это ее состояния не улучшит и стоимость продажи не поднимет, но зато себестоимость увеличит. Но в большинстве случаев нарезанная фаска не играет большой роли в ценообразовании. Она диктуется только условиями будущей службы трубы.
Помимо вышеуказанных этапов восстановления по желанию заказчика продавец труб б/у может дополнительно выполнить их покраску, нанести антикоррозийное покрытие и изоляцию, и нарезать трубы на отрезки нужной длины.
к содержанию ↑Лежалые трубы и некондиция: они новые или б/у?
Значительную долю на рынке труб б/у занимают изделия с нулевым износом либо «лежалые трубы» и трубы некондиционные, которые не смогли пройти тестирование качества у их производителя, но пригодны для дальнейшей эксплуатации в более мягких условиях, чем те изделия, какие тест на качество прошли.
Данные трубы относятся к новым изделиям, поскольку сохранили все свои рабочие характеристики и ни одного дня в эксплуатации не были. Однако при этом они считаются неликвидами в силу своей невостребованности по прямому назначению. И по данной причине некондиционные трубы стоят намного дешевле новых, но тут стоит точно знать где и как они будут эксплуатироваться, т.к. некондиция может проявляться в:
– непроваренных швах
– короткой и немерной длины
– плавающей толщиной стенки
– неправильной гемоетрии
И т.д.
Основными источниками пополнения рынка такого рода труб, как правило, считаются неликвиды любых предприятий (производственных, строительных, торговых, и т.д.).
Также есть трубы лежалые, трубы с госрезерва (государственное ответственное хранение, на котором труба находилась свыше года). Тут по названию трубы понятно – это некогда новые трубы, которые пролежали на складе (крытом или закрытом) некоторое время, что потеряли свой товарный вид под воздействием факторов окружающей среды, они уже не новые, но еще и не б/у и характеристики у этих труб абсолютно идентичны новым и стоят они, как правило, не намного ниже новых, но дороже восстановленных и некондициооных.
Большая популярность именно лежалых труб привела к тому, что часто вместо них покупатель получает восстановленные б/у аналоги. Чтобы избежать подобного риска, совершать покупку труб нужно только у трейдера с хорошей репутацией и при наличии у него сертификата на конкретную партию лежалых труб (ведь недавно они были новыми и если в дело не пошли должен сохраниться сертификат качества и сертификат соответствия). Кроме того, стоит проверить: использовалась ли ранее так называемая «лежалая» труба. Для этого достаточно осмотреть ее фаску: если сохранились заводские нарезки, значит, труба действительно лежалая.
Если взять по ценам, то рейтинг будет таков (сверху самые дорогие):
- новая труба
- лежалая труба
- некондиция
- труба восстановленная
- труба «газовка»
- труба «нефтянка»
- трубы из под воды (водянка)
- труба спиралка из под воды
- труба на лом (никуда не годится и отправляется напрямую в пункт приема металлолома)
Стоит ли опасаться эксплуатировать трубы б/у?
Существует расхожее мнение, что именно укладка труб б/у – это источник всех аварий на трубопроводах. Однако, как доказала практика, самая главная опасность исходит от человека. В частности, в свое время Мосгосэнергонадзор по отношению к теплотрассам выделил несколько причин, которые влекут за собой их быстрый износ и ремонт. Вот некоторые из них:
- у персонала, занятого ремонтом теплотрасс и укладкой труб, нет аттестации по правилам, в частности, ПТЭ, ППБ и ПТБ; отсутствуют документы, подтверждающие проверку их знаний;
- на месте проведения работ нет лица, ответственного за ремонт, и (или) лица, непосредственно руководящего процессом;
- трубы не подготовлены к нанесению антикоррозийных составов;
- либо указанное покрытие не наносится на всю поверхность трубы, либо толщина его слоя не соответствует нормативной;
- толщина теплоизоляционного слоя не отвечает СНиПу;
- обработка стыков труб происходит некачественно;
- засыпка трубопровода выполняется грунтом, в котором присутствуют камни;
- и многие иные причины, среди которых нет претензий к самим трубам, а только к человеческому фактору.
Поэтому при укладке трубы б/у, если все делается правильно, любые риски сводятся к нулю. А вот при нарушении технологии такой укладки, даже если труба новая, срок службы подобного трубопровода сокращается до 10 раз.
к содержанию ↑Трубы б/у как сырье в металлургии
Если лом металлов трубы идет на переплавку для производства стали, то важным становится чистота химического состава. Фактором, влияющим на цену такого металлолома выступает прежняя рабочая среда, о которых писалось выше.
Под эти цели используется далеко не весь металлолом. Основной нюанс: сталелитейное производство требует точного совпадение химического состава вторичного сырья с выпускаемой маркой стали.
То есть под литье стали 09г2с можно загружать отходы труб только этой марки. Аналогичная ситуация с выпуском стали других сортов: 10, 20 и прочих. Следует добавить, что в металлургическом производстве, преимущественно используются трубный лом с толщиной стенок от 8 мм, в некоторых случаях от 5 мм – смотря чем происходит расплавление металла, поэтому в копровом цеху предприятий может осуществляться предварительная отборка лома.
к содержанию ↑Очистка б/у труб
Второй важный момент – это качественная обработка поверхности. Во-первых, необходимо полностью удалить краску и изоляцию: битум, вспененный каучук, полимеры или пленку. При обработке внутренней поверхности, наибольшие трудности вызывает очистка от нефти.
Дополнительные сложности при устранении неметаллических включений создает ограничение в использовании технологий. В частности, крайне не рекомендуется допускать на поверхность трубы б/у на лом кварце-содержащие вещества. Поэтому, столь популярная пескоструйная обработка неприемлема, если металлолом будет использоваться в сталелитейном производстве. Причина тому – обогащение металлической поверхности кварцем. Это нарушает химический состав и сказывается на прочности стали. Металл, обогащенный кварцем становится хрупким, это угрожает будущим металлоконструкциям. По имеющимся данным от пескоструйной обработки первыми отказались мостостроители.
Альтернативой выступает абразивная обработка поверхности другими материалами:
- стальная дробь;
Этот вариант предпочтительнее, поскольку используется вещество, аналогичное обрабатываемому – металл чистит металл. Наряду с абразивной обработкой существуют другие способы очистки труб б/у они считаются черновыми или предварительными:
- ручная – скребками, обычно производится после обжигания битума и гудрона;
- водой под давлением – может быть как ручная, так и автоматизированная;
- щетками, резцами – это автоматизированный процесс;
На видео представлено интересное оборудование для очистки б/у труб от изоляции резцами:
Видео – очистка труб б/у от изоляции водой под давлением:
Выглядит не очень быстро и эффективно, но тем не менее такой способ и оборудование для него существуют!
Все эти варианты – черновые. Что это значит? Это всего-лишь подготовка к полноценному восстановлению трубы.
к содержанию ↑Трубы восстановленные
К восстановлению пригодны не все трубы, как правило для этой цели подходят или “нефтянки” или “газовки” или лежалые или нерабочие.
После снятия изоляции механическим (черновым) путем, будь то битум, гудрон, пленка и др. на поверхности трубы все-равно остаются остатки этой самой изоляции. Чтобы сделать поверхность трубы ровной, пригодной под покраску, т.е. подготовить конечный продукт – трубу восстановленную требуется струйная обработка поверхности – дробеструйка, пескоструйка (снаружи и внутри), а также нарезка фасок. Фаска нарезается 2-мя способами – специальной машинкой “Орбита” (см. фото ниже) и ручным способом при помощи “болгарки”. И тот и тот способ позволяют делать одинаково не очень хорошую фаску, поэтому, чтобы фаска получилась ровной, красивой, схожей с заводской – ее делают совмещая 2 эти способа – сначала “Орбиту”, а затем “болгарку”.
Также “Орбита” позволяет торцевать трубы, меняя угол резца.
После того, как труба “отпесочена” на ней можно увидеть все имеющиеся дефекты – раковины, электрокоррозию и т.д. и на этом этапе отбраковать трубу.
Большинство труб б/у могут использоваться в дальнейшем, но, правда, в менее «жестких» условиях, которые предусмотрены для новых аналогов. Более того, применение труб б/у зачастую более экономически целесообразно, чем только что спущенных с конвейера изделий.
Читайте также статьи:
- Как стары трубы за новые выдают
- Что делать с трубами б/, которые нельзя повторно использовать
Как восстанавливают трубы б/у
После этого труба получается как новая, мало кто неопытным глазом сможет сказать, что перед ним труба б/у после цикла реставрации.