Думпкары для металлолома: типы, конструкции, применение
Думпкар или вагон–самосвал – эффективное средство для ускоренной выгрузки и погрузки значительных партий металлолома. Подобные разновидности железнодорожных вагонов специального назначения производятся во многих странах мира. Среди наиболее популярных – думпкары для металлолома Fuchs (Германия), DSC и Baldween (США), а также отечественные изделия 6ВС-60 31-638.
Классификация
Думпкары, предназначенные для перевозки стального лома и прочих штучных грузов, подразделяют, в зависимости от:
- Количества осей, которое, в свою очередь, определяется желаемой грузоподъёмностью. Для перевозки металлолома применяют в основном, четырёхосные думпкары, хотя при объёмах перевозки более 100 т сырья в сутки целесообразно использовать восьмиосные изделия, а при суммарной массе отхода более 180 т – даже десятиосные.
- Способа загрузки/выгрузки. Выпускаются думпкары преимущественно с односторонней выгрузкой, хотя в каталогах встречаются и конструкции с выгрузкой на обе стороны бортов.
- От конструкции самого борта вагона-самосвала: они могут быть подъёмными и неподвижными. Последний вариант малоэффективен, поскольку практически исключает механизацию погрузочно-разгрузочных работ, а потому используется преимущественно на небольших базах Вторчермета.
- От конструкции механизма наклона вагона, который может иметь кривошипное и рычажное исполнения, при этом энергоносителем является сжатый воздух от пневмосистемы самого локомотива.
Принцип работы
Наиболее распространённый думпкар для металлолома, фото которого приводится далее, действует следующим образом. Кузов вагона, снабжённый шарнирными стальными бортами, и многослойным стальным настилом, при помощи специального рычажного механизма поворачивается на угол до 450 к горизонтальной поверхности. Пневматические цилиндры думпкара устанавливаются на торцевых бортах вагона. При этом боковой борт автоматически откидывается назад, и становится, таким образом, продолжением основной платформы думпкара. Этим предотвращается просыпание узких и длинных фрагментов лома в зазор между бортами. С противоположной стороны борт удерживается в закрытом состоянии рычажным механизмом.
Количество пневмоцилиндров обычно соответствует числу осей вагона, при этом два цилиндра – всегда двойного действия: они обеспечивают возврат платформы после окончания выгрузки в горизонтальное положение.
Для увеличения плотности загрузки лома в думпкар для металлолома 5а, агрегат снабжается рессорно-пружинным механизмом, колебания которого производят уплотнение загружаемого лома.
Поскольку стабильность давления подводимого воздуха является непременным условием надёжности работы думпкара и обеспечения надлежащей безопасности работ, пневмопровод всегда выделяется в отдельную линию. Она запитывается от магистрального трубопровода, который прокладывается с противоположной стороны от загрузочной поверхности платформы. Более надёжной считается электрогидравлический привод поворота платформы, при котором энергоносителем служит масло высокого давления (до 12…15 МПа), которое поступает от силовой установки локомотива. Такие думпкары можно эксплуатировать при сниженных до -20…-300С температурах воздуха.
В подобных условиях рессорно-вибрационный привод предотвращает также смерзание некоторых фрагментов стального лома при его перевозке.
Видео – думпкар 105 тонн
к содержанию ↑
Можно ли переделать обычную открытую платформу в вагон-самосвал
Думпкар б/у для крупнокусковых грузов – руды, угля и т.п. – при полностью рабочем состоянии настила платформы (целостности всех трёх слоёв, отсутствии погнутости и вмятин) можно применять и для транспортировки стального лома. Перед началом применения производят проверку несущей способности вагона, которая для четырёхосных думпкаров должна быть не менее 20 кН на одну ось, при фактической погонной нагрузке до 70 кН на метр длины платформы. Следует отметить, что плотность загруженного лома всегда меньше плотности иных крупнокусковых грузов, которые обычно перевозятся думпкарами.
Для оценки пригодности думпкара той или иной модели под конкретные условия работы баз Вторчермета, имеет значение собственная масса вагона. Сколько весит думпкар, можно установить, используя информацию следующей таблицы:
Модель | 6ВС-60 (Россия) | ВС-85 (Россия) | Major (США) | Baldween (США) |
Объём перевозимого сырья, м3 | 26,2 | 38,8 | 30,5 | 46,0 |
Масса вагона, т | 27,0 | 35,0 | 42,3 | 41,5 |
Думпкар для металлолома своими руками переделать из обычного полувагона или открытой платформы весьма сложно, поскольку для этого необходима качественная сварочная техника и высокоточные работы по монтажу пневмоцилиндров. Целесообразнее заказывать выполнение подобных работ специализированным предприятиям, которые занимаются ремонтом подвижного состава железных дорог.
к содержанию ↑
Думпкары для металлолома выглядят надёжно и крепко, но и стоят они наверно немало. А чтобы позволить себе приобрести такие вагоны для перевозки металла нужно как минимум, чтобы пункт был с большим объёмом, дабы использовать такие платформы с полной загрузкой, а это только доступно пунктам с лицензией. А переделывать обычные платформы совсем нет резона никому.